EGEX12: свято место пусто не бывает | Sergei Klimov

В сентябре в Лондоне завершилась выставка Eurogamer Expo. Выставка стоит в одном ряду с такими мероприятиями как PAX Prime (в Сиэтле), PAX East (в Бостоне), Gamescom (в Кёльне) и “Игромир” (в Москве).

Реальное лицо виртуального проекта с Kickstarter’a.

В 2012 году на выставку EGEX было продано 50.000 билетов, что существенно больше прошлогодних цифр. При этом Eurogamer мог продать и все 60.000, просто организаторы, проявив чисто британскую сдержанность, сами остановили продажи – когда решили, что достигли оптимального соотношения публики к представленному числу игровых павильонов, и продажи дополнительных билетов пойдут во вред комфорту уже купивших.

Сравните эту картину (открытие EGEX12,самый первый день) с картиной открытия «Игромира 2012″.

Лично у меня поход на EGEX12 вызвал дежавю по полной программе: шоу проходит в выставочном центре Earls Court, где в 90-е годы уже проходила другая игровая выставка – ECTS, крупнейшая на тот момент площадка европейской игровой индустрии, прообраз бизнес-части сегодняшней кёльнской Gamescom.

Именно в этом павильоне я назначал встречи с британскими и немецкими издателями и разработчиками, моими первыми европейскими партнёрами. Большинство этих партнёров с тех пор уже успело объединиться, обанкротиться или ещё как попасть под электрическое напряжение, однако рынок, как оказалось, на подобные жизненные драмы чихать хотел, так же как и на прогнозы о смерти ПК как игровой платформы.

На выставке не было громкой музыки, не было и давки: как сказал директор Eurogamer’a, главная задача мероприятия — дать посетителям возможность сыграть в максимальное число проектов.

Судите сами: только что 50.000 человек отдали более миллиона долларов за билеты на выставку , на которой им ничего, кроме традиционных игр, не покажут; и при этом терминалы с ПК были облеплены публикой наравне с консольными терминалами и ровно так же, как и в 2002, и в 1997. Ни на «смерть ПК как игровой платформы», ни на распыление индустрии по казуально-социальным просторам это никак не похоже.

SEGA + Indie = Indie Games Arcade @ EGEX12.

Для меня самым неожиданным открытием выставки этого года стал тот факт, что граница между виртуальным и реальным,онлайном и офлайном, в индустрии оказалась стёрта окончательно: в инди-зоне выставки (Rezzed) показывали несколько проектов, которые сейчас пытаются пробиться через Steam Greenlight — например, Chompy Chomp Chomp и Dream. Разработчики прямо на стенде ставят таблички: «Please help support us on Steam Greenlight!».

Разработчики трогательно просят поддержать их проект на Greenlight’e (кстати, в конце концов проект прошёл отбор и продаваться на Steam’e будет).

Казалось бы, что Kickstarter, что Greenlight должны жить в уютных виртуальных нишах, и за пределы своих URL не выходить, ибо придумывались они как раз для тех проектов, которые вроде как и не вписываются в текущую модель игровой индустрии — а потому могут жить только в онлайне. Однако на деле, похоже, просто пришла пора провести жирную разделительную черту между игровой индустрией и игровым рынком, и признать, что индустрия (мейджоры-бизнесмены) – это далеко ещё не весь рынок, и запросам что разработчиков, что игроков она отвечает совсем даже не полностью.

Это, друзья, некоторым образом — будущее индустрии. Вроде бы и инди, но с издателем. Вроде как небольшой, но с бюджетом на участие в выставках. Рейтинг по МС — за 80%, продажи — прекрасные.

Вообще-то говоря, по принципу вовлечения инди-проектов EGEX12 надо объединять с PAX Prime, на которой в своё время дебютировал «Машинариум» (в рамках павильона PAX 10 Indie) и где каждый год находится пара-тройка сюрпризов из числа неожиданно интересных независимых команд, в то время как «Игромир» прописан вместе с Gamescom, ибо обе этивыставки объединяет принцип зрелищности и наличие нереальных массовок из школьников.

Я понятия не имею, что это за игра такая. В этом — чтобы прийти на выставку и открыть для себя что-то новое — и состоит прелесть инди-мероприятий.

Если PAX и EGEX – это The Cave от Double Fine, то Gamescom и «Игромир» — это Tomb Raider и FIFA от мейджоров. Обе концепции имеют равное право на жизнь и напоминают текущий расклад в киноиндустрии, где есть «фестивальное кино», посмотрев которое, хочется пойти учиться на режиссёра или оператора, чтобы «творить чудеса», и есть «блокбастеры», посмотрев которые, хочется залить попкорн колой, и желательно с виски: каждому сегменту – своё зрелище.

Школьники и лут на «Игромире 2012″.

В России на сегодня с фестивальным кино – не очень, да и с выставками «про игры» — тоже. Зато с IMAX и «Игромиром» всё в порядке. Уверен, что в 2013 году нас ждёт новый, более крупный формат «Игромира»: выйдет новое поколение консолей, как-никак, и повод пригласить школьников на лут появится серьёзней прежнего.

Появится ли при этом в наступающем году российская выставка инди-направленности, в формате PAX или EGEX – вопрос открытый. Скорее всего, вряд ли. Ибо заниматься бизнесом в России в последнее время становится всё труднее, и тут уже не до стартапов на ниве культурных мероприятий.

Ну да ничего. Никто не помешает нам в это время навести порядок в онлайн-пространстве: записать подкастов, запустить награды, запилить блогов про игры. А там, глядишь, подоспеет новое поколение игровой индустрии, которое как-нибудь раз — и соберётся в интересную выставку на базе то ли школы, то ли журнала, а то и вовсе на базе летнего пикника.

На EGEX12 публика была под стать организаторам: что на тех, что на других было очень приятно посмотреть. Доберётся ли такой формат до российских берегов — вопрос открытый.

Источник: