«Дверь в прошлое и окно в будущее»

«История — это дверь в прошлое и окно в будущее» — такое образное определение прозвучало на церемонии награждения лауреатов ІІІ Всеукраинского музейного фестиваля «Музеи Украины во всемирном культурном пространстве». Фестиваль проходил на базе Днепропетровского национального исторического музея им. Д. Яворницкого, ставшего в последние годы постоянным местом встреч украинских музейщиков. На этот раз в город на Днепре приехало более 250 участников, представлявших 106 музеев, историко-культурных заповедников, выставочных фирм и специализированных изданий, что свидетельствует о росте известности и популярности этого культурного форума. Его работа строилась по трём основным направлениям. Во-первых, участникам фестиваля был предложен конкурс «Искусство музейной экспозиции», в рамках которого демонстрировались мини-выставки «Раритеты в экспозиционном национальном музейном пространстве» и «Структура повседневности в музее». Во-вторых, проводился конкурс музейных изданий. И, наконец, конкурс «Внедрение музейных программ, акций, мероприятий (промоушн)», отражающий умение музеев донести свои наработки до посетителей.

Главный организатор фестиваля — Днепропетровский национальный исторический музей — приготовил ряд проектов, вызвавших большой интерес как в участников встречи, так и в жителей города. Так, состоялась презентация обновленной экспозиции зала № 4, над которой сотрудники исторического музея работали почти два года. Она повествует о жизни дореволюционного Екатеринослава во второй половине ХІХ — начале ХХ века. «Долгое время этот период рассматривался через призму революционной борьбы, — рассказывает один из авторов экспозиции, старший научный сотрудник Валентина Лазебник. — Теперь же посетители узнают о том, где учились наши предки, как зарабатывали себе на жизнь, как отдыхали и вообще чем была наполнена повседневная жизнь стремительно развивавшегося индустриального края, который современники называли Новой Америкой». В экспозиции можно увидеть портреты выдающихся деятелей разных сословий, предметы роскоши и орудия труда, одежду и бытовые вещи. Здесь размещено около тысячи экспонатов из фондов музея, значительная часть которых «увидела свет» впервые. Открытие зала сопровождалось театрализованным представлением в стиле ретро с участием… первого директора музея, академика Дмитрия Яворницкого. С его именем была связана и другая акция — фольклорный праздник «Их объединила любовь к Украине». В мемориальном доме-музее Д. Яворницкого были представлены уникальные материалы — письма, фотографии, личные вещи, рассказывающие о минувшей эпохе и дружбе хозяина этого дома с семьей Леси Украинки. Значительную часть экспонатов для проекта предоставили земляки великой поэтессы с Волыни — областной краеведческий музей и музей Леси Украинки из села Колодяжное. В одном из залов дома-музея состоялся литературно-музыкальный вечер, на котором звучали стихи поэтессы и песни, собранные Д. Яворницким в фольклорных экспедициях на Приднепровье. Студенты Днепропетровского театрально-художественного колледжа представили постановку из фрагментов «Лісової пісні», а детский ансамбль под руководством Виталия Лободы, ансамбль «Радослав» и бандуристка Леся Коваль — прекрасную игру на народных инструментах. Общий восторг и бурные аплодисменты вызвало выступление лауреата конкурса им. Гната Хоткевича, днепропетровской школьницы Дианы Буйновской, которая обладает чудесным голосом и виртуозно играет на бандуре.

Этнографическая составляющая музейного фестиваля была представлена и праздником под открытым небом «Гончарне коло». На нем свои работы и профессиональное искусство показали мастера из Днепропетровской и Полтавской области: у стен музея всех желающих учили изготавливать, обжигать и расписывать глиняную посуду, чем с особым удовольствием занимались дети. Участники спортивных клубов и казацких организаций демонстрировали свои навыки в боевых искусствах, а в заключение праздника состоялось красочное огненное шоу. Одновременно для посетителей были открыты все залы Днепропетровского исторического музея — таким образом организаторы музейного форума постарались привлечь внимание горожан к мини-выставкам, печатным изданиям и музейным технологиям, которые привезли в их город участники фестиваля.

Наряду с известными национальными заповедниками и экспонатами вроде Пересопницкого евангелия на фестивале были представлены скромные экспозиции сельских музеев со всей Украины. Внимание многих днепропетровцев, например, привлек частный Региональный музей этнографии сел низовьев реки Теребля из Закарпатской области. В его экспозиции были представлены аутентичная женская и мужская одежда, тканевые изделия — скатерти, вереты, велахи, а также вышитые рушники. «Эту коллекцию, — рассказывают супруги Наталья и Владимир Топехи, — мы начали собирать еще в начале 90-х, чтобы сохранить постепенно вымирающее народное искусство». Пани Наталья сама занимается вышивкой, а потому ей было особенно интересно собрать и понять узоры, которые различаются в каждом селе. Теперь каждый экспонат имеет свой «паспорт» с фотографией, детальным описанием, указанием места и даты изготовления, а также фамилии мастера. Кроме того, в музее собраны многочисленные предметы быта, воспоминания старожилов, тексты колядок, песен, сценарии обрядовых действ.

Внимание посетителей, как несложно было заметить, привлек и уникальный музей из другого конца Украины — Музей миниатюрной книги им. В. Разумова из Горловки. «Наш музей, — рассказывает его директор Галина Николаенко, — был создан на основе коллекции инженера-строителя, который после войны приехал на восстановление Донбасса. Все началось с крохотной карманной книжки, которые на фронте раздавали солдатам. Сейчас в музее хранится около 7 тысяч микро- и мини-книг на 103 языках из 56 стран мира. Некоторые из них можно прочитать только под микроскопом». Интересно, что в витрине, на самом видном месте, была представлена крошечная книжечка с портретом В. Стуса, — кто сказал, что его не знают и не почитают в Донбассе? «Он учительствовал в Горловке, — поясняет Галина Ивановна. — В книжке собраны воспоминания его коллег и горожан, которые помнят опального поэта-диссидента».

Удивление днепропетровцев вызывали не только раритеты из других городов и регионов Украины. Многие открыли для себя экспонаты Музея истории завода им. Петровского. Оказывается, на легендарном металлургическом предприятии в Днепропетровске долгие годы работал и… вышивал гладью суровый ветеран Второй мировой войны Николай Яковлевич Кориняк. Был он большим патриотом Украины и считал, что технику вышивания крестиком занесли в наши края «москали». Портреты полководцев, в том числе Богдана Хмельницкого, а также знаменитое полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» вышиты с таким мастерством, что посетители музея не сразу верят, что это не живопись. Мини-выставка, посвященная ныне покойному народному мастеру, так и называется — «Иголкой, как кистью».

Подведение итогов было делом непростым для жюри. Разумеется, организаторы и спонсоры столь масштабного мероприятия постарались никого не обидеть и отметить подарками как можно больше участников. Тем не менее первое место заняли проекты, в основном представленные известными музеями, что совсем не удивительно, учитывая их профессиональный уровень. В конкурсе «Искусство музейной экспозиции» победили львовяне: их Исторический музей представлял весьма оригинальный проект под названием «Время истории, история времени». «Этот проект, — рассказала «Дню» заместитель директора Елена Роман, — был создан и является заслугой молодой команды сотрудников под руководством заведующей научным отделом Светланы Олексенко. Хочу специально назвать их имена: Петро Слободян, Мирослав Побережный, Марьян Остапьяк. Мы представили четыре раритета — солнечные часы конца ХVІ—ХVІІІ столетия. Кроме того, что они интересны сами по себе, мы попытались подать их так, чтобы они заговорили с посетителями. Для этого была заказана специальная витрина, напоминающая старинный секретер с ящичками, чтобы все было видно с любой стороны. Использован был и монитор, обрамленный багетом. Это вроде бы и картина, но одновременно и источник информации, рассказывающий о каждом экспонате. Очень важно было показать людям, как действуют солнечные часы. Одним словом, здесь было все: и старинные раритеты, и современные мультимедиа. Это и оценило жюри».

Второе место в номинации «Искусство музейной экспозиции» получили хозяева фестиваля — Днепропетровский исторический музей — за интересный проект «Занятия древнего человека», предназначенный также и для слепых людей. Третье место поделили Винницкий областной краеведческий музей с выставкой «Это чудесно, но так не воюют» и Историко-мемориальный музей Михаила Грушевского за проект «Часы из кабинета М. Грушевского: тайны и открытия». Как оказалось, этот проект близок не только к истории, но и к мистике, способной заинтриговать любого посетителя. Кстати, виртуальную экскурсию по музею Михаила Грушевского можно осуществить на сайте «Україна Incognita» (incognita.day.kiev.ua).

Подводя итоги конкурса музейных изданий, член жюри Ольга Винниченко из издательства «Герда» отметила, что пока он во многом оставляет желать лучшего. Украинским музеям необходимо привлекать профессиональных дизайнеров и полиграфистов, чтобы их продукция могла не только радовать глаз, но и составить конкуренцию зарубежным образцам. Хотя, разумеется, многое упирается в элементарную нехватку средств. Тем не менее, был отмечен ряд изданий, обладающих высоким уровнем и отмеченных на книжных форумах. Первое место среди альбомов получила продукция Ялтинского историко-литературного музея «Архитектор Н. Краснов: известный и неизвестный». «Это альбом, посвящен бывшему городскому архитектору Ялты. Самый известный его шедевр — белый Ливадийский дворец, а также много красивых зданий в самой Ялте. Нам удалось собрать акварели и чертежи этого выдающегося мастера, умершего после революции в эмиграции. Внимание к его личности еще раз привлек 100-летний юбилей Ливадийского дворца и 140-летие дня рождения самого архитектора», — рассказала директор музея Ольга Ткачук. Жюри отметило также каталоги Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и Львовского музея истории религии. Оригинальными музейными изданиями признаны книга, посвященная 160-летию Днепропетровского исторического музея, и путеводитель Колодяжненского литературно-мемориального музея Леси Украинки.

В сфере музейного «промоушна» жюри отдало пальму первенства Одесскому муниципальному музею личных коллекций им. Блещунова за комплексный проект, посвященный юбилею Н. Гоголя, и продвижение музейной акции «Ночь в музее». «Промоушн — это значит «продвижение» товара или продукта, — поделилась своими мыслями заместитель директора Зоя Шинчук. — Музейное дело тоже требует «продвижения». Не просто краткосрочных действий, а серьезных программ, PR-компаний, чтобы люди были проинформированы как можно масштабней. Мы создали планы таких проектов, которые выполнялись в течение нескольких месяцев. Одно объявление о предстоящей выставке — это не промоушн. Даже жюри отметило, что нашему проекту не было равных, поскольку его разрабатывали профессиональные PR-менеджеры. О наших акциях информация распространялась по телевидению, радио, проводились и небольшие мероприятия, предвосхищающие саму акцию. Эхо компании слышно в Интернете».

Успехи в «продвижении» музейного «продукта» жюри оценило в работах Государственного историко-архитектурного заповедника г. Святогорска (Донецкая область), Черниговского областного художественного музея и Львовского музея истории религии за промоушн проекта «Экскурсионный маршрут «Подземельями Львова». Кроме того, на фестивале в отдельной номинации «Музеи и дети» были специально отмечены проекты Бердянского художественного музея им. Бродского за экскурсию для дошкольников «Тайны художественного музея», Донецкого областного краеведческого музея за акцию «День спонтанной доброты» и шоколадную мастерскую «Шоколадные рисунки».

Стоит отметить еще хотя бы некоторые проекты, не вошедшие в число лауреатов. Многим днепропетровцам, например, понравилась мини-выставка Шепетовского литературно-мемориального музея Николая Островского. Несмотря на то, что его легендарная книга давно исключена из школьных программ, а самого автора считают едва ли не фанатиком, сотрудники музея представили в Днепропетровске смелый проект, не лишенный воспитательного момента. Во-первых, личность Островского и его творчество переосмыслены в контексте времени и творчества современников — М. Булгакова, В. Сосюры, П. Тычины и других. Во-вторых, борьба писателя, прикованного к постели, его сила духа вполне могут стать вдохновляющим примером не для революционеров, а для людей с особыми потребностями. Сама экспозиция построена в виде игры и современной инсталляции.

Газета «День» внимательно следила за работой музейного фестиваля, что и было отмечено представителями оргкомитета. Накануне форума в нашем издании было опубликовано интервью с директором Днепропетровского национального исторического музея им. Д. Яворницкого Надеждой Капустиной. Общаясь с другими участниками музейного фестиваля из разных регионов Украины, можно было сделать вывод, что музейному делу сегодня необходима поддержка отечественных СМИ. В связи с этим многие музейщики проявили большой интерес к недавно открытому газетой «День» проекту — историческому сайту «Україна Incognita», в особенности к разделу «Музеї онлайн». С некоторыми мы уже договорились о тесном сотрудничестве.

По итогам форума участники приняли резолюцию, в которой обратились к руководству Украины с предложением утвердить всеукраинский статус фестиваля, обеспечив ему государственную поддержку. Создать при Министерстве культуры Департамент музейного дела, а также НИИ музейных исследований. Не менее важными являются положения о необходимости законодательной защиты музейных помещений от необоснованной приватизации и упорядочения землепользования, а также сохранности музейных экспонатов. Также предлагается поднять заработную плату музейным работникам до среднего уровня в Украине, установить надбавки за вредные условия труда, принять меры по обеспечению социальным жильем и утвердить статус музеев как научных учреждений.

Напоследок отметим, что музейный фестиваль в Днепропетровске вызвал значительный интерес жителей города. По словам директора Исторического музея Надежды Капустиной, в выходные дни только мини-выставки и экспозиции в залах посетило более трех тысяч человек, и среди них особенно много родителей с детьми. Еще больше посетителей в погожий сентябрьский день пришли на праздник под открытым небом. В этом, без сомнения, и заключается главный итог и успех музейного форума, который не только сами музейщики, но и местные власти хотят сделать в Днепропетровске постоянным и даже ежегодным.