Дума стала пристанищем муз

Стены коридоров третьего этажа и центральной лестницы Дома советов, еще недавно пустовавшие в период парламентских каникул, вновь расцвечены. На этот раз в Облдуме открылась персональная выставка председателя правления регионального отделения Союза художников России Александра Новика. Напомним, стены коридоров областной Думы с некоторых пор украшают уже привычные глазу вернисажи.

Автор картин согласился, что площадка непривычная, специфическая, особая. И в силу того, что здание для демонстрации произведений искусства не предназначалось, и потому, что люди по коридорам проходят самые разные. Александр Новик отметил, что тем не менее такие площадки тоже полезны, так искусство способно дотянуться и до тех, кто, возможно, нечасто выбирается в художественный музей. И художников Тюмени и других городов области узнают больше. Подобная реклама не повредит, а картина самоценна, ее восприятие не зависит, по мнению Александра Новика, от того, в каком здании размещена экспозиция.

Выставка Новика в Облдуме — около сорока полотен в разной технике и разных периодов, начиная с конца 1980-х годов прошлого века и заканчивая первым десятилетием нынешнего, — отражает проделанный художником путь. Картины заняли стены в определенной последовательности. Центральное место великодушно отдано женским образам, вытеснившим пейзажи и натюрморты на фланги. Учитывая, что импровизированную парламентскую галерею образуют коридор и стены лестницы, ведущей на этаж ниже, в экспозиции невольно читается некий пьедестал почета или иерархия. В самом центре — безымянная (не снабженная табличкой с названием) картина, изображающая, по словам художника, «двух муз», одну холодную, темную, другую — словно подсвеченную изнутри тревожным светом какого-то странного пламени.

Картины выбраны и размещены не в случайном порядке, подтвердил Александр Новик. С единственной оговоркой: несколько больших работ, отобранные для этой выставки, невозможно было здесь разместить по техническим причинам. Рамы очень тяжелые, не выдержали бы подвесы. Поэтому часть картин отправилась обратно в мастерскую. Но в целом это не должно повлиять на восприятие выставки целиком, отметил автор, так как это было задумано изначально.

Зато в вернисаже остался и знакомый по прежним выставкам и художественным альбомам «Ветреный день» (1994 г.) с мозаичным вертикальным ветром и «Двое» (1989 г.), где изображены фигуры — вновь парой и вновь темная и светлая. Они, деля одно пространство, вовсе не выглядят воинствующими противниками, скорее, не слишком дружными соседями, этакая вариация ин и янь. На выставке нашлось место и для нескольких недавних работ, это листы из пленэрных зарисовок «Дом в Тобольске» (2009 г.) и «Утро» из серии «Старый Тобольск» (2009 г.). Обе работы в технике акварели, монохромные, скупые на цвет, при этом глубоко драматичные, отражающие некую напряженность истории, воплощенной в старой городской архитектуре.

Художественное пространство Александра Новика — узнаваемое, но преображенное. «Отталкиваюсь от натуры, — говорит он, — преобразовываю, создаю свое пространство цветом, цветовым пятном, соотношением теплых и холодных тонов. За счет этого стараюсь создать состояние того пространства, которое задумал». И обрывает объяснения: остальное в работах.

Он признается, что в своих картинах стремится к недосказанности, предоставляя зрителю право размышления и сотворчества. «Когда в картине все разъяснено, уже не интересно», — говорит Новик. И предсказуемо приводит некоторых в замешательство.

Российский зритель — особый. Словно опасаясь быть слишком уж самонадеянным на зыбкой почве восприятия произведений искусства, один из первых посетителей выставки все-таки задал сакраментальный вопрос: а что вы хотели этим сказать? И этим, и этим? Указывает на несколько работ. Новик через едва читаемую паузу покорно стал объяснять себя. Это — музы. Это — натюрморт. И так далее. Соглашается позже: вопрос частый. Но не раздражает, нет. Давно привык к этому. Зато вспоминает Врубеля, почитаемого им художника, — большую и постоянную любовь в искусстве, который никогда своих авангардных произведений не комментировал. Да, — подтверждает, художник высказывается в картине. И не всегда  можно объяснить словами высказанное с помощью образов и красок.

В нынешних приоритетах у Новика — старые города России. Много работает в Тобольске, в городах Золотого кольца: Суздаль, Владимир, Муром, Гороховец, Юрьев-Польской, Переяславль-Залесский. Рассказывает о планах сделать серию работ по этому материалу, материала много. А если все «срастется», как задумано, то будет и выставка, посвященная этим старым городам.

Напомним, выставки в областной Думе проводятся в рамках проекта «Открытая Дума», стараниями комиссии по этике в сотрудничестве с региональным отделением Союза художников России. Выставка Александра Новика продлится до поздней осени, в среднем экспозиция размещается на два месяца. В дальнейшем в планах — персональная выставка тюменского художника Юрия Юдина. В центре внимания — псковский, тюменский пейзаж, пленэрные работы.