Днепропетровские комсомольцы поставят себе памятник — за деньги местных «буржуев»

В Днепропетровске накануне выборов собираются пышно отпраздновать 90-летний юбилей областного комсомола. Инициативу ветеранов ВЛКСМ с готовностью поддержала городская и областная власть, среди руководителей которой немало бывших комсомольских работников. В рамках празднования была разработана целая программа мероприятий в традициях советских времен: туристический поход «Тропами комсомольской славы», конкурс рисунков о героическом прошлом комсомола, встречи школьников с ветеранами молодежного движения, тематический фестиваль комсомольской песни и даже полузабытая военно-патриотическая игра «Зарница». Кроме того, школьникам и студентам предстоят экскурсии в единственный сохранившийся в Украине Музей истории комсомола имени Александра Матросова. Возле входа в музей 29 октября — на «день рождения» ВЛКСМ — будет торжественно открыт бронзовый памятный знак, посвященный комсомольцам. Ожидается, что по этому поводу в Днепропетровск прибудут многочисленные гости, в том числе из Киева и Москвы. Ведь днепропетровский комсомол в свое время стал настоящим трамплином для партийных и советских работников, многие из которых продолжают свою карьеру в политике и бизнесе.

На площадке возле здания Музея истории комсомола сегодня кипит работа. Строители бетонируют площадку для установки памятного знака. Двухметровые фигуры сажающих дерево парня в буденовке и девушки в косынке отлиты в бронзе на одном из частных предприятий. Деньги на памятник собирали среди бывших комсомольцев. Добровольных жертвователей оказалось не так уж мало —около 2,5 тысяч человек. Среди них есть как крупные бизнесмены, так и простые пенсионеры. Рассказывают, что почти половину необходимой суммы дал последний первый секретарь Днепропетровского обкома комсомола Сергей Тигипко — успешный банкир и вице-премьер украинского правительства, который на нынешних выборах баллотируется в Днепропетровский облсовет. С именем Тигипко днепропетровцы связывают и сам Музей истории комсомола. Вероятно, потому, что на приземистом двухэтажном здании сегодня висит вывеска шведского банка, с которым вице-премьер имел тесные деловые отношения. Впрочем, с другой стороны от входа можно обнаружить и скромную табличку, гласящую о том, что музей работает под эгидой ЗАО «Университет боевых искусств». «Да, мы не бюджетная организация, — говорит директор Жанна Исакова. — Можно сказать, что сегодня это — частный музей, который финансируется коммерческой структурой».

История музея начинается в середине 1960-х, когда по решению обкома комсомола в городах и районах области стали собирать материалы для будущего Музея комсомольской славы Днепропетровщины. Сооружали музей методом «народной стройки» — пионеры и комсомольцы собирали и сдавали в утиль макулатуру и металлолом. Впрочем, помогали и спонсоры — промышленные предприятия области, ведь на каждом из них обязательно была комсомольская организация и комитет комсомола. Открывали музей на День молодёжи в августе 1973 года — он был первым такого рода во всем СССР. Возле здания установили гранитный памятник знаменитому воспитаннику днепропетровского детдома, Герою Советского Союза Александру Матросову, чье имя было присвоено музею. «В то время, — вспоминает Жанна Викторовна, — посетителей было так много, что экскурсии шли одна за другой, а в музее работало шесть или семь экскурсоводов. Ведь при комсомоле существовало специальное предприятие «Спутник», которое развивало молодежный туризм. Поэтому к нам приезжали люди не только из Украины, но со всего Советского Союза, а иногда и из-за рубежа». Благополучные времена неожиданно закончились в годы горбачевской перестройки — музей начали забывать, и поток посетителей постепенно иссяк. «Был период, — вспоминает директор, — когда к нам никто не ходил, и помещения начали сдавать в аренду под разные выставки. Теперь нашими соседями стали банк и магазин спортивных товаров, а за музеем осталось всего лишь пять залов на втором этаже. Кроме того, с фасада здания было решено убрать бронзовую надпись «Музей комсомольской славы». В настоящее время мы просто Музей истории комсомола Днепропетровщины».

Следует признать, что в сохранившихся залах для людей, интересующихся советской экзотикой, есть что посмотреть. Пожелтевшие фотографии и документы, раритетные экспонаты отражают непростую историю нашего Отечества. В минувшем веке на его долю пришлись две мировые и гражданская война, периоды разрухи и созидания, время горьких поражений и великих побед. Разумеется, история комсомола была неразрывно связана с историей Советского Союза, однако рассматривать музей всего лишь как «парк советского периода» с «динозаврами» тоталитаризма и застоя было бы слишком упрощенно. «Внимание посетителей, — рассказывает экскурсовод Татьяна Сейфуллина, — я всегда обращаю на период 1920 — 1930 годов. Это было трудное время, но нельзя не удивиться тому, сколько позитивного было сделано с участием комсомола. В стране, где миллионы людей элементарно не могли читать и писать, развернулась борьба с безграмотностью. А какое огромное внимание уделялось комсомолом развитию физкультуры и спорта — быть слабым среди молодежи тогда считалось постыдным. Поражает и то, сколько открывалось библиотек, клубов, детских кружков и просто танцевальных площадок в парках. Молодежь приобщали к культуре и здоровому образу жизни. Разве этот опыт недостоин внимания, особенно в наши дни, когда в молодежной среде процветают пороки, наркомания и пьянство?». Стоит заметить, что экспозиции музея за последнее время претерпели некоторые изменения — среди материалов о коллективизации появился стенд, рассказывающий об украинском Голодоморе, а чуть дальше — и о сталинских репрессиях, от которых немало пострадал и сам комсомол. «В советские времена, — говорит Татьяна Александровна, — о подобном нельзя было даже упоминать, но ведь это было, и потому мы решили внести в экспозиции коррективы». В музее убрали в запасники многочисленные переходящие знамена и заверяют, что совсем не прочь пополнить экспозиции современными материалами о жизни молодежи в независимой Украине. Но сколько ни обращались в Управление по делам семьи и молодежи, к общественным организациям и партиям, в том числе и КПУ, так ничего и не получили. «Наверное, жизнь наша изменилась так, что все заняты коммерцией, а в головах — только прибыль», — сокрушается Татьяна Александровна. Вероятно, поэтому экспозиция музея обрывается в конце 1980-х — на афганской войне. Как бы там ни было, в Музее истории комсомола в последнее время наблюдается наплыв посетителей. Очевидно, свою роль сыграли юбилейные мероприятия, посвященные 90-летию днепропетровского комсомола. «В основном приезжают школьники с учителями, — рассказывает экскурсовод. — Я на них сразу накричу, чтобы вели себя тихо, а потом веду по залам. Многие искренне интересуются прошлым и удивляются тому, что видят и слышат в музее». Разумеется, внимание детей в первую очередь привлекает настоящая тачанка с пулеметом «Максим» или огромная авиабомба, сброшенная немцами на Днепропетровск во время войны, но не только. Ведь днепропетровский комсомол воспитал, кроме Александра Матросова, многих героев войны и труда, известных полярников и ученых, поэтов Дмитрия Кедрина и Михаила Светлова — автора легендарной «Гренады». Посещают музей и люди зрелого возраста, а также иностранцы. В Книге отзывов музея можно найти записи на разных языках мира. Совсем недавно свои автографы оставили здесь Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба…

«Сберечь музей для будущих поколений мы считаем делом чести», — говорит глава Днепровского союза молодёжи Лариса Астахова. В свое время эта общественная организация стала «душеприказчиком» днепропетровского комсомола. Ее офис находится в прежнем помещении обкома, там же квартирует и ЗАО «Университет боевых искусств». «Эта структура, — поясняет Астахова, — имеет отношение к материальным ценностям Днепровского союза молодежи». По понятным причинам ДСМ не осталась в стороне и от празднования комсомольского юбилея. «В прошлом году, — вспоминает Лариса Петровна, — большая делегация ветеранов комсомола ездила в Киев на празднование юбилея ЛКСМУ. А когда возвращались, решили, что стоит отметить и юбилей областного комсомола, поскольку он был настоящей «кузницей кадров». Все поддержали идею поставить памятный знак комсомольцам. Ведь на Днепропетровщине насчитывается около 30 памятников, связанных с историей комсомола, но нет ни одного, посвященного простым комсомольцам». Астахова считает, что в установке подобного памятного знака нет никакой политики и крамолы, тем более что в соседнем Запорожье умудрились поставить памятник самому Сталину. Почин ветеранов о праздновании юбилея в городском и областном совете встретили положительно, и депутаты одобрили решение в его поддержку.

Однако такая инициатива понравилась далеко не всем. Во время обсуждения архитекторы говорили о том, что ставить еще один памятник на площадке возле музея — будет чрезмерным. Кроме того, по соседству возвышается здание Свято-Преображенского собора, а это может вызывать протесты со стороны верующих или будет нарушена охранная зона старинного архитектурного объекта. В местной прессе начали подшучивать над проектом, называя фигуры комсомольца и комсомолки «служивый и садовница». Несмотря на это, днепропетровские ветераны, отстаивая свой почин, дошли до столичных инстанций и нашли там поддержку, тем более что бывшие комсомольцы сидят повсюду. На открытие памятного знака, как говорят в ДСМ, обещают приехать бывшие руководители Днепропетровского обкома комсомола Андрей Гиренко, Иван Кириленко, Александр Федосеев и, вероятно, Сергей Тигипко. Правда, по последней информации, у вице-премьера появились неотложные дела в правительстве или намечается встреча с инвесторами. Как бы там ни было, длинный список спонсоров, пожертвовавших свои личные средства на сооружение памятника, после юбилея станет очередным музейным экспонатом.

— В прошлом мне пришлось сталкиваться с таким количеством комсомольцев, что, наверно, я имею право на свое собственное виденье ситуации. А ответов может быть два — короткий и более длинный.

Короткий такой: нынешние буржуины-«комсомольцы» ведут себя так, поскольку никто из бывших рядовых-«посполитых» комсомольцев никогда у них не спросил: «А где наши комсомольские взносы, за неуплату которых нас во времена СССР так наказывали?» Окна нашего института на киевской улице Кутузова выходят на правление одного из банков, созданных руководителями бывшего комсомола. Вы бы видели, например, на каких автомобилях ездят те, кто когда-то учил нас скромности, самоотречению, кто повторял «Раньше думай о Родине, а потом о себе»… Тигипко в другом банке, но он один из них. Они «наелись» безнаказанностью и обуржуазились настолько, что сейчас могут позволить себе пустить слезу за «романтическим» прошлым и дать на его «воссоздание» немного (все равно остается море) денег.

Второй ответ начну с того, что комсомол был смоделирован по партийной матрице. Были, как писал когда-то Джордж Орвел, внешняя и внутренняя партии. Внешняя (к которой принадлежали рядовые-«посполитые» комсомольцы) еще могла иметь какие-то романтические убеждения (иллюзии), во что-то верить, в конечном итоге, преданно работать. Внутренняя партия, то есть номенклатура, мало во что верила. Просто делала карьеру, чтобы выжить и сменить когда-нибудь на должностях уничтоженных, постаревших или свергнутых партийных набобов.

Нужно всегда помнить о наличии именно двух партий, поскольку номенклатурщики умело создавали иллюзию того, что комсомол единый. На самом деле, так никогда не было. Существовали соответственно и две культуры. Я знал, например, секретарей комитетов комсомола Киевской консерватории или Института им. Карпенко-Карого и знал бюрократов с каменными мордами из Киевского горкома комсомола.

С первыми можно было говорить о разных, в том числе действительно высоких вещах. У вторых была своя «философия», стиль поведения, своя культура по известной формуле Ленина, выраженной еще в 1920 г. на комсомольском съезде: «Морально все, что служит делу пролетариата». Проблема заключалась в том, что под «пролетариатом» и его интересами номенклатура понимала, в первую очередь, саму себя.

Вот эта номенклатурная культура дает о себе знать и в настоящее время. Это не будет памятник днепропетровскому комсомолу. Лучший ему памятник: не обворовывать государство в космических масштабах, принять адекватные законы, дать (экс)комсомольцам нормальные зарплаты и пенсии. Поэтому, в Днепропетровске будет памятник, упомянутой мной, внутренней партии, которая не исчезла, а наоборот, расцвела в нынешнем государстве — я определяю его, как государство реванша.

В других государствах ставят другие памятники. Например, в Париже, куда, кстати, любят ездить нынешние буржуины-«комсомольцы», есть сквер — кого бы вы думали? — поэтов! Там вы найдете знаки с именами самых известных французских поэтов. В Барселоне я видел памятник книге, и там люди собираются на праздник книг и роз.

А у нас в Запорожье ставят памятник диктатору, в Одессе — императрице, в Днепропетровске открывают доску Брежневу, а теперь еще и памятник комсомолу…

Когда-то Симона Вайль задавала вопрос: «Станет ли свобода, завоеванная обществом, достижением индивида?» Вроде бы после августа 1991 года многое изменилось в Украине. Однако очередной реваншистский артефакт убеждает: у нас нет свободы, поскольку никто — ни общество, ни индивид не могут противостоять перверсивным фантазиям даже «комсомольцев» — тех, кто так и не ответил (и не ответит) на вопрос: «А где наши комсомольские взносы, за неуплату которых нас во времена СССР так наказывали?».

— Человек, которому около пятидесяти или чуть больше, начинает грустить по молодости, — это объективно. Самый длинный период нашей жизни — это детство и юность, хотя он и занимает приблизительно четвертую часть всей нашей жизни. Оно беззаботно, интересно, в ярких цветах. Сначала мы хотим оттуда выйти, а затем — туда вернуться. Это психологически понятно. Поэтому грустят все, независимо от того, какая молодость у них была. Это первое.

Второе. Что касается установления самого памятника 90-летию днепропетровского комсомола. Поскольку много людей сегодня большую часть своей жизни прожили в советские времена, они ностальгируют по ним. А определенные политики просто эксплуатируют это. Главная причина именно в эксплуатации советской ментальности. В противном случае памятник не устанавливали бы. Ностальгия оставалась бы, но без памятников. В этом вопросе, конечно же, больше конъюнктуры.

Нашли событие — 90 лет днепропетровского комсомола. И, конечно же, это спешат сделать до выборов. Я бы вообще не прославлял тот режим, поскольку он объективно развалился. Поэтому, ставить какие-либо памятники не стоит.

Сначала — во время коллективизации, комсомол исполнял роль жандарма, но потом уже нет. Кто-то искренне служил комсомолу, а кто-то вынужден был это делать, потому что не имел альтернативы. Сегодня я не вижу в установлении этого памятника воспитательной значимости для молодежи. Напротив, людям нужно объяснять, что это была за молодежная организация. А она была коммунистической. Я бы, при всей своей ностальгии по молодости, такого не делал.

— Наверное, люди, которые собираются праздновать 90-летие днепропетровского комсомола и устанавливать памятник, хотят угодить России. Хотя, понятно, отношение прогрессивной России к советским символам не такое однозначное. Очевидно, они не принадлежат к прогрессивным людям. Возможно, было бы хорошо, если бы они сбросили свои маски, потому что замаскировались Шевченко, Украиной, иногда украинским языком… Лучше бы они сразу добились запрета печатать украинские книги, изучать украинскую историю, как отдельный предмет, сменили флаг и переименовались в Малороссию. В таком случае, все было бы намного откровеннее, потому что, по сути, оно так и выглядит.