День благодарения «Дня»

103 участника. Более 380-ти талантливых снимков, отобранных из 1200 работ, направленных на фотоконкурс «Дня» со всей Украины (и не только). Много гостей и хороших слов. Изысканная музыка и содержательное общение. В центре внимания, конечно, — фото. И — Живая история.

Это — достаточно лаконичные итоги открытия XIII фотовыставки «День-2011», которая была представлена в Украинском доме 21 октября. Она стала своеобразной кульминацией среди интеллектуальных и эстетских «подарков», которые мы подготовили авторам и читателям газеты к 15-летию «Дня». Кстати, в этот же вечер главный редактор Лариса Ившина, помимо прочего, представила эстетический признак культурного поля «Дня» — «клубный платок», созданный Павлом Маковым и Лилией Пустовит. А также по всем правилам и при участии представителя «Укрпочты» Лариса Ившина осуществила торжественную процедуру спецпогашения серии марок «День»: Великие имена», которые напоминают нам о Джеймсе Мейсе, Кларе Гудзик и Анатолии Казанском.

Главных победителей нынешнего фотоконкурса наши читатели уже увидели. Обладатель Гран-при и снимок, которому был присужден Приз Призов «Золотой День», вышли на первых страницах двух предыдущих пятничных номеров газеты.

Следовательно, Гран-при XIII Международного фотоконкурса газеты «День-2011» получил Владислав Мусиенко (Киев) за работу «Руки» (см. первую страницу «Дня» от 14 октября 2011 года). Владислав получил депозитный договор на сумму 25 тысяч гривен от «Проминвестбанка».

Нужно сказать, что это уже не первая победа Владислава на фотоконкурсе «Дня». В частности, в прошлом году он получил Приз Призов «Золотой День» за снимок «Сестры милосердия». Читатели также должны помнить Владислава благодаря снимку «Тот самый Breguet», который зафиксировал на руке патриарха РПЦ Кирилла непомерно дорогие часы. В этом году робота Мусиенко — снова не лишена остроты общественно-политического момента. На снимке — Юлия Тимошенко. Фото со спины. Нетрадиционность традиционно гламурному образу экс-премьера придают натруженные руки, которые обнимают политика за плечи.

— Фотоработу «Руки» я сделал случайно, где-то возле Верховной Рады на одном из митингов с участием Юлии Тимошенко, — рассказывает Влад МУСИЕНКО. — На какую-то секунду я оказался у нее за спиной, — и это действительно была секунда, потому что потом охрана меня вытолкала, — но в этот момент кто-то из сторонников ее обнял. Уже дома я разглядел, какие фактурные руки обняли Юлию Владимировну. А затем ситуация в стране сложилась так, что фотография стала символичной. Интересно, что каждый может найти в ней какие-то свои символы, смыслы, по-своему трактовать ее. Осмотрев нынешнюю фотовыставку «Дня», заметил, что на ней преобладают фотографии со светлым содержанием, приносящие радостные эмоции. То есть можно сказать, что сегодня в обществе есть спрос на добро. Фотоконкурс «Дня» — это фактически единственный в Украине конкурс для фоторепортеров, альтернатив которому просто нет. Лично мне он импонирует своей демократичностью. Я подаю работы еще с 2006 года, и их всегда хорошо воспринимают.

Обладателем Приза Призов «Золотой день» — награды, которую ежегодно присуждает главный редактор «Дня» Лариса Ившина, стал снимок фотокорра «Дня» Константина Гришина — «…Повернення Руської правди» (см. первую страницу «Дня» от 21 октября 2011 года).

— Никаких мистических историй с этим снимком не связано. Я сделал его в Центре культуры и истории Древней Руси «Парк Киевская Русь» случайно, — рассказал Константин ГРИШИН. — Лежал шлем, подошел мальчик, надел его, повернулся ко мне и — улыбнулся. Одно мгновение — и все!

Невзирая на однозначно позитивный заряд, который несет это фото, оно одновременно воплощает одну из острейших и самых болезненных для Украины проблем — исторического наследия Киевской Руси. Точнее, этот улыбающийся мальчик в шлеме времен Киевской Руси (как символе способности защищать Свое) и в очках (как символе способности защищать Свое с помощью собственного же Разума) является воплощением того, как мы видим решение проблемы принадлежности наследия Руси. А решение заключается в том, чтобы своей жизнью приравняться к собственной большой истории. Именно об этом, собственно говоря, представленная в этом году «Днем» книга «Сила мягкого знака». В снимке Константина Гришина эта сила неожиданно приобрела вот такие трогательные визуальные черты. Мы, конечно, не мистики, но вряд ли этот снимок «вынырнул» случайно. Что-то в этом есть-таки. Так же как неслучайно именно в этом году, когда Россия объявила, что будет отмечать 1150-летие «русской государственности», появилась наша книга.

— Как мне кажется, наши усилия демонстрируют лабораторный опыт реставрации украинской культуры во многих проявлениях, — заметила, открывая фотовыставку, Лариса Ившина. — Создавать трехъязычную газету, а также наши проекты было бы неинтересно, если бы не было сверхзадачи. Я бы хотела, чтобы мы видели действительно умную, высокую страну, с великой историей, которая обязывает нас жить иначе. Я прекрасно понимаю, что читать нашу газету — это усилие. Так же как «быть украинцем» и «Украине в Европе» — это ежедневные усилия. Но порой бывает, что слова не убеждают. А там, где слова беспомощны, или воспринимаются контраверсионно, на помощь приходит фотография. Я поняла это еще тогда, когда проходила первая фотовыставка. Это был очень обнадеживающий 1998 год. И все пришли, потому что думали, что среди нас — следующий президент. Но так не случилось. Кроме того, было еще немало оснований сложить руки и сказать: «Дальше — без нас», но мы должны были отнестись к нашей стране с пониманием. Она была слишком разрушена. И с этого понимания начались новые культурные проекты «Дня». Фотография среди них — наиболее деликатная, наиболее сильная и наиболее демократическая, — сказала со сцены Лариса Ившина. — Когда свое 15-летие отмечало российское издание «КОММЕРСАНТЪ», Леонид Парфенов снял о нем документальный фильм и, как мне показалось, он был об усовершенствовании русского капитализма. Если идет речь о 15-летии газеты «День», то, я думаю, нужно говорить в первую очередь о воссоздании Украинского мира.

В комментариях гостей к открытию фотовыставки вы часто встретите слово «человечность». Это действительно так, человечности в этих снимках много. Вместе с тем, выставка не чуждается и острых углов общественно-политической жизни. Но так же, как и в газете, на фотовыставке «День» предлагает определенные пропорции мира, в которых политика — безусловно — имеет свое место, но она не доминирует над обществом.

По-видимому, самым выразительным доказательством человечности нашей фотовыставки является то, что на нее приходят с детьми. Телеведущая «5 канала» Анна Безулык созналась, что почти ежегодно через несколько дней после открытия фотовыставки, когда светские страсти вокруг нее стихают, приводит сюда свою дочку.

— Я не только сама частый гость на фотовыставках «Дня», но и дочку привожу. Пятнадцать лет — это уникальная цифра, не каждое издание способно так долго и качественно продержаться, — сказала Анна БЕЗУЛЫК в комментарии «Дню». — Я внимательно присматриваюсь ко всем продуктам, которые генерирует «День», потому что это огромное общественное явление. Для меня лично — это очень важный камертон, который дает возможность правильно, в соответствии со временем и потребностями страны настроить свою работу и жизнь, свою совесть, то, что позволяет нам не ошибиться. Я понимаю, что такого рода работа, такого качества газета — это очень сложно и в то же время ответственно, а еще часто нерентабельно. Я знакомлюсь с выставкой — и вижу свое время, свою страну, ее художественные проявления, остроумные моменты, отчаянные или просто будничные, но от того не менее поражающие характерные зарисовки. Здесь спустя время есть возможность увидеть тот ход событий, который фотокорры наблюдают на протяжении года, выхватывая из него наиболее потрясающие моменты. Фотовыставка «Дня» — это действительно определение времени, в котором мы живем (не говорю диагноз, потому что есть много такого, что вдохновляет на оптимизм или даже на какие-то вечные ценности). Например, чрезвычайно трогательная работа «Моя мама готовится к Спасу» — это тот момент, когда человек действительно разговаривает с самым главным — с собой и вечностью.

Семья Компаниченко в этом году пришла на фотовыставку в полном составе: Тарас Компаниченко, его жена Нина и четверо детей. Наряду с другими они задержались в Украинском доме до позднего вечера, были одними из последних посетителей.

— Сегодня у меня двойственное впечатление от представленных работ: мое и четырех моих детей. Они впервые на такой выставке, — рассказала «Дню» пани Нина, жена Тараса Компаниченко, филолог, аспирантка Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. — Накануне мы с мужем торжественно объявили, что наша семья едет на фотовыставку «Дня». Дети сначала не поняли, интересно это будет или нет. Но когда они посмотрели 20-30 работ, почувствовали вкус и начали «разрывать» меня в разные стороны, пытаясь показать интересные им фото. Лично для меня каждая фотовыставка «Дня» — проявление жизни в реальной форме. Здесь юность и старость слились воедино. Радость и грусть обнимаются. Нынешняя выставка навеяла мне грустные ассоциации, но с надеждой, что все будет в порядке. Я желаю «Дню» оставаться на таком высоком уровне, так как сегодня нет изданий, которые, так тонко чувствуя реальную жизнь украинского народа, не идут на поводу у кого-то и отстаивают украинскую идентичность. Поэтому я желаю вам больше читателей, вдохновения и многая лета!

Дорасти до собственной истории и до настоящей сути нашей страны — это означает в том числе и научиться благодарить и быть благодарными. К сожалению, в этом году ушел из жизни многолетний бильд-редактор «Дня», который работал в нашей газете буквально с первого дня ее выхода, один из основателей фотошколы «Дня» Леонид Дмитриевич Бакка. Именно ему свою победу посвятил Константин Гришин. Один из разделов нового фотоальбома «Дня», который мы издали накануне открытия фотовыставки, также посвящен Леониду Дмитриевичу и его творческому фотонаследию.

Слава Богу, за 15 лет существования газеты и за более чем 10-летнюю историю фотоконкурса «Дня» поблагодарить нам есть кого.

— У украинцев есть два важных праздника — День матери и День благодарения, — отметила Лариса Ившина. — Сегодня как бы День благодарения. Благодаря фотокорам, которые в свое время поддержали мои идеи, выросло культурное явление — Фотовыставка «Дня». Спасибо вам, фотокоры-профессионалы, а также те, кто считался любителем, а посредством фотоконкурсов стал заметным в Украине профессионалом. Вашими глазами Украина лучше познает себя. Моя большая благодарность моей семье: моей маме, моей сестре, моим близким, моему дорогому Евгению Кирилловичу и всем тем, кто любит «День» и поддерживает фотоконкурс. Сейчас многим из нас кажется, что наступил Апокалипсис, но, возможно, это просто предвестник света?..