Clone2002 — Образцовые изразцы.

Hello and, again, welcome to the Architekture Museum !

Выставка изразцов из запасников музея была проанонсирована еще в начале года, и все это время я ожидал ее с нетерпением. Мне всегда нравилась архитектура допетровской эпохи, еще не поглощенная унылым желто-белым классицизмом. Однако у всего есть свои недостатки: так, большая часть интересных архитектурных объектов тех времен — это церкви и монастыри, большая часть живописи — иконы, и большая часть скульптуры — надгробия. Русская архитектура, мягко говоря, не изобилует украшающими деталями — и приятное разнообразие сюда вносят только владимиро-суздальская резьба по камню, и те самые изразцы, о которых пойдет речь сегодня 🙂

Как видим, показанная коллекция невелика, всего несколько десятков экспонатов, расположенных в хронологическом порядке справа налево.

Образцы довольно сильно отличаются по качеству и мастерству исполнения, и что самое интересное — новые зачастую уступают более старым!

Вот, собственно говоря, история взлета и падения изразцов: появившись как рельефные монохромные картины для украшения фасадов в XV веке, к XVII они достигли расцвета в мастерстве изготовления, стали многоцветными, но одновремено с этим ушли с фасадов в интерьер зданий. Уже при Петре I изразцы «по голландскому образцу» потеряли и объем и многоцветие, превращаясь в кафель с рисунком и все более выходя из моды. В конце XIX века из вернул из небытия псевдорусский стиль, с новыми технологическими возможностями и качеством изготовления — но со всеми недостатками машинного производства.

Вот зеленые «муравленые» изразцы времен расцвета, украшавшие Троицкую церковь 1660 года в Костроме:

Однако орнаментами дело не ограничивается:  вот начинаются «сюжетные» плитки, этакий керамический лубок.

Грифозверь лютый:

Лев зверь (не лютый):

Некий царь сведе дщерь свою змею:

Соловей-разбойник:

Александр Македонский с армией:

Бова с Полканом биется (при этом Полкан — не дворовый пес, а кентавр с когтистыми лапами. Интересно, кентавр на базе собаки — как называется?)

Было видение это в Царьграде:

С этими муравлеными изразцами связано кое-что непонятное: эти сюжетные плитки были сняты с разобранной в 1936 году церкви в Костроме, но точно такие же (и еще с дополнительными сюжетами) я видел и на башнях в Иосифо-Волоколамском монастыре, и на печи в палатах бояр Романовых в Зарядье! Да, эти постройки примерно одного времени, концаXVII века, но интересно — тиражировались ли изразцы так широко в то время, или это плод реставрации XX века, когда из всех образцов остались только плитки с ЭТОЙ костромской церкви?

Вот — вершина расцвета, конец XVII века. Керамическое панно с изображением Евагелиста Луки:

А вот — век XVIII, начало европеизации. Теперь все изразцы будут покрытием для печек. И в этом есть свои плюсы — вместо одинакового «высокого мастерства» появляются вот такие разнообразные и неповторяемые каракули 🙂

Вот — пример аллегорических картинок:

«Тем питаюся» (да-да, птичка божия не знает ни заботы, ни труда)

Как видим, этот «уголок» сделан очень даже фигурно:

«Дух его сладок»:

Кафель попроще, зато с зАмком и … автомобильной дорогой с разделительным пунктиром???

Пособие по чтению: попробуйте понять текст, не заглядывая в табличку!

Да! Не «папа», а «пава», и не «сяла», а «села»! Художник — не писарь, буквы срисовывает, а не списывает 🙂

«Паваприлетела, села и сидела», «птичька», шайтанама!

И вот, так сказать, упадок:

«Каля-маля»:

Это уже и изразцом назвать сложно — голова льва работы Врубеля. Хитрый лев такой хитрый…

Ярко. Сочно. Одинаково. Творение «фаянсового короля» М.С. Кузнецова:

Sic transit gloria mundi!

Источник: