Что такое хороший природный вкус? На выставке — три типа народного костюма

В салоне Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской Республики работает уникальная, интересная для каждого выставка национальных костюмов народов нашего региона. Акцент сделан на его удмуртской версии.

Сегодня народная одежда — не только экспонат музеев. Республиканская выставка, в которой участвуют дома ремесел из восемнадцати районов, доказывает, что время не остановилось для этой области народного искусства.

В своем подлинном виде костюм действительно бережно хранится — в республиканских, муниципальных музеях, в семейных сундуках. Но он также — образец для подражания. По этим оригиналам золотыми руками современных мастериц создаются аутентичные варианты. Заглавная роль — у республиканского НЦДПИиР. Здесь работают опытные мастера, и среди них ткачиха А.В. Ядыгарова, которая научила сотни женщин и девушек со всей Удмуртии старинному ремеслу. Кроме того, занимаясь на семинарах Центра, стажеры слушают лекции экспертов из УдГУ, Национального музея, Научно-исследовательского института истории, языка и литературы, знакомятся с коллекциями. Все это помогает изучить сложные древние техники и образный язык предков и на этой основе создавать подобное либо варьировать и дополнять современным видением.

Сегодня бытуют три типа народного удмуртского костюма: аутентичный старинному, сценический и современный. И все представлены на выставке в особняке на улице Вадима Сивкова, 173.

Искусствовед Елена Ковычева, доцент кафедры истории искусств УдГУ, оценила выставку и мастерство авторов весьма высоко. Выткать полотно своими руками, скроить его по старинной выкройке, украсить счетной вышивкой, кружевоплетением, лоскутным шитьем, вязаными элементами, обшить украшениями — это долгая и кропотливая работа. А наши мастера научились делать ее технически чисто и со вкусом. Она отметила миниатюрных кукол в старинных костюмах.

Особая страница жизни костюма — его сценическое существование в любительских и профессиональных коллективах. Елена Ивановна подчеркнула, что в последние годы такие костюмы изменились к лучшему. Ушел в прошлое стиль «развесистой клюквы» — стилизации, имеющей самое отдаленное отношение к подлинному народному костюму. Наряды артистов из ансамблей песни и танца, фольклорных стали благородными, в них сохранены ритм, созвучия и богатство орнамента и цветов подлинных народных образцов. И при этом они «смотрибельные», эффектные. Но у нас в Удмуртии еще остались коллективы, которые выходят на сцену в условно-народных одеяниях. Они зрительно явно проигрывают. Фальшь ощущается за версту.

Выставка открылась дефиле народного костюма, которое показали фольклорные ансамбли из Алнашского и Игринского районов. Состоялись показы и современных модных коллекций женской и мужской одежды, выполненных по народным мотивам, из собраний Ижевского технологического техникума, НЦДПИиР. Они произвели большое впечатление на собравшихся.

— У нас в Алнашском районе большой спрос на народные костюмы, и наш Дом ремесел, отвечая на эту потребность, выполняет заказы — и любительских коллективов, и частных лиц, — рассказывает мастер по костюмам С.Б. Ломоносова. — Руководство района финансирует заказы фольклорных ансамблей, так как самим домам культуры это не поднять — костюмы очень дорогие. Один женский стоит до 7 тысяч. На районный праздник «Гырон быдтон» у нас принято приходить в национальных костюмах. Даже глава района С.А. Токарев надевает вышитую удмуртскую рубашку.

Разглядывать алнашский костюм — сплошное удовольствие для глаз. Фартук украшен ритмично расположенными разноцветными лунными знаками, рукава платья сделаны из разноцветных тканей. А как красив головной убор! На нем нашито множество тесемок с блестками, и, несмотря на многоцветье, все детали собраны с большим чувством меры и выглядят невычурно и непестро. Вот что значит — ощущать законы гармонизации цвета и рисунка. Вот что значит — природный хороший вкус. Выставка работает до 17 мая.