Что слушают продвинутые немцы?

Оказывается, немецкие любители классической музыки питают пылкие чувства далеко не только к немецким композиторам. Среди любимчиков были замечены Дворжак, Григ и Сметана.

Знаете, какое классическое сочинение, как оказалось, особенно любит немецкая публика? Даже не гадайте, все равно не догадаетесь! Это симфония Антонина Дворжака «Из Нового Света», в которой чешский композитор весьма картинно повествует о своих впечатлениях от путешествия по США.

На втором месте – Первая сюита из «Пер Гюнта» Грига. Только на третьем и четвертом местах появляются Моцарт и Бетховен соответственно. Причем первый — с ля-мажорным концертом для кларнета с оркестром (это одно из последних сочинений Моцарта), а второй – с Пятым фортепьянным концертом.

Bildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:   Антонин Дворжак покорил сердца немцев Вопрос личного выбора

Тут пора оговориться, что речь идет о результатах представительного, но весьма избирательного опроса, проведенного среди определенной целевой группы: сознательных любителей классики и постоянных слушателей «классического» радиоканала WDR3. Это делает опрос особенно интересным: речь идет не о случайных прохожих, которые мучительно вспомнили хоть одно название произведения (вроде «Маленькой ночной серенады»), а о подготовленных и ответственных референтах. Но, разумеется, опрос невозможно рассматривать как представляющий общегерманскую картину.

Принявших участие в опросе попросили назвать не просто имя любимого композитора, а конкретное произведение, обосновав свой выбор. Выяснилось, что почти всегда людей связывает с тем или иным сочинением глубоко личное переживание: та или иная музыка ассоциируется с счастливым моментом жизни или, напротив, помогла пережить трагедию. Почти всех слушателей интересует личность автора и обстоятельства создания того или иного шедевра.

Но вернемся к списку. На пятом месте – Бедржих Сметана и его симфоническая поэма «Влтава» из цикла «Моя Родина». Девятая симфония Бетховена, которую можно было бы ожидать во главе списка, занимает седьмое место. Лишь на восьмом появляется Бах («Страсти по Матфею»). Зато именно Иоганн Себастьян наиболее широко представлен в списке: 13 позиций из ста. Среди любимых сочинений Баха – и органная классика, и хоровые сочинения, и, конечно, «Гольдберг-вариации».

Bildunterschrift: »Тристан и Изольда» на сцене Deutsche Oper, Берлин

Также в списке присутствуют все симфонии Бетховена, увертюра к «Волшебной флейте», «Реквием» и другие, менее известные широкой публике сочинения Моцарта. Интересно, что Вагнер появляется лишь на 34 месте (с увертюрой к «Лоэнгрину») и далее представлен тремя оперными эпизодами — из «Тангейзера», «Валькирии» и «Тристана и Изольды».

Достаточно скромна в означенном списке «любимчиков» доля русской музыки: Мусоргский — на 23 месте («Картинки с выставки»), Шостакович — на 32-м («Лирический вальс №2») и Римский-Корсаков («Шахерезада») — на 73 месте. Впрочем, еще скромнее представлены итальянцы: в списки присутствуют только Верди и Беллини (дуэт из «Травиаты» и, конечно, бессмертная «Сasta Diva» из «Нормы», причем исключительно в исполнении Марии Каллас).

Bildunterschrift: Gro?ansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:   Шостакович — cамый современный из любимых композиторов Арнольд Шёнберг «пробился» на 98 место с «Просветленной ночью». Замыкает список из ста самых популярных классических сочинений «Рейнская симфония» Роберта Шумана.

В целом можно констатировать, что сердца просвещенных немецких слушателей почти безраздельно принадлежат классическому и романтическому репертуару 19-го и раннего 20-го веков. Барокко (за исключением Баха) появляется лишь минимально (по одному сочинению Генделя и Пёрселла во второй части списка), новая музыка просто отсутствует как таковая. Музыкальная история заканчивается на Рихарде Штраусе и его младших современниках Карле Орфе и Джордже Гершвине.