Что художнику грех — объяснит Таганский суд. «Запретное искусство» под вопросом

Добрый вечер, дамы и господа. 12 июля, понедельник. Сегодня день тяжелый, потому что жаркий и потому что начало новой трудовой недели. Но для кого-то продолжается сезон отпусков – ну, а мы тут работаем. В студии Наталия Метлина, «Своими словами». Мы обсуждаем, естественно, самые актуальные темы и надеемся, что вы, как всегда, присоединитесь к нашей аудитории. Для вас работают все средства коммуникации: 730-73-70 – телефон нашего прямого эфира. Тема сегодня, так сказать, жаждущая полемики. finam.fm – наш сайт в Интернете; и SMS-портал – короткий номер: 5533 я пробел; и ваши сообщения, если вы хотите принять участие в обсуждении. Прежде чем я оглашу тему сегодняшнего эфира, я хочу зачитать одно сообщение с сайта finam.fm по пятничной теме. Если вы помните, мы обсуждали коллапс на Ленинградке и коллапс, связанный с сокращением движения электропоездов на горьковском направлении. Вот Иван тут пишет нам – такое у него сообщение: «Почему «РЖД» должна возить пассажиров бесплатно или за копейки? Посмотрите на цены на маршрутки – они ведь такие же или выше, и никто не возмущается проблемами маршруток – их не меньше; а главное, никто не пытается не платить в маршрутках. Цена определяется рынком: не хотите ездить на «РЖД», ездите на других видах транспорта: «РЖД» не благотворительная организация, чтобы всех возить бесплатно или за копейки. Насчет цен в Европе: посмотрите цены в Англии на электрички». Иван, абсолютно с вами согласна. Вопрос просто заключается в том, что, к сожалению, такой уж особой альтернативы у московских электричек нет. И на самом деле мы все-таки все налогоплательщики; и на наши деньги, в том числе, строятся железные дороги; и хотелось бы, чтобы состояние электричек и частота их подачи, по необходимости, была соответствующей. А мы сегодня вот что обсуждаем. Тема сегодняшнего эфира звучит так: «Что художнику грех, объяснит Таганский суд: запретное искусство под вопросом». Итак, сегодня мы обсуждаем громкий скандальный процесс, который сегодня закончился в Таганском суде Москвы. Маленькая предыстория вопроса: в 2007 году была организована в центре имени Сахарова выставка, которая называлась «Запретное искусство». На этой выставке были показаны работы, в экспозиции которых, кстати, ранее было отказано теми или иными выставочными залами. Но после завершения выставки прокуратурой было возбуждено уголовное дело по статье 282 Уголовного кодекса, «Возбуждение ненависти или вражды», с обвинением в оскорблении чувств верующих: такое было направление у прокуратуры. Итак, сегодня Таганский суд признал виновными организаторов выставки. Это Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев. Самодурова оштрафовали на 200 тысяч рублей, Ерофеева – на 150 тысяч рублей. Честно говоря, я не понимаю, куда пойдет эта огромная сумма – наверное, в фонд государства. Если речь идет об оскорблении чувств верующих, куда пойдут эти деньги? Может быть, на строительство какого-нибудь храма? Не знаю – не могу понять – наверное, просто в бюджет. На самом деле общественность – особенно творческая, художественная общественность – очень сильно и активно отреагировала на данный судебный процесс – тем более, что, в общем, с 2007 года, тянется эта вся волынка; и, наконец-то, она разрешилась; но очень разные мнения. Как ни парадоксально, Русская православная церковь, в общем, достаточно спокойно отреагировала на всю эту историю. Конечно же, посчитали, что ряд работ выглядел действительно оскорбительным; но как-то так Русская православная церковь не очень ратовала за то, чтобы поддержать позицию прокуратуры, которая требовала для обидчиков чувств верующих три года лишения свободы. Отец Владимир Вигилянский, руководитель при службе Патриарха Московского и всея Руси Русской православной церкви, считает, что требования прокурора ему кажутся чрезмерными для нашего общества, неоправданными и, возможно, даже вредными: церковь всегда призывала к милости к падшим и к снисхождению и милосердию. Вопрос заключается в следующем. Дело в том, что ряд этих произведений имел некоторое отношение к религии; и на самом деле этот процесс поднял очень важный для нашей страны вопрос, может ли художник критиковать религию и, вообще, не являются ли религиозные чувства каким-то табу для творческого человека. Дело в том, что очень много представителей творческой интеллигенции высказалось по этому вопросу. Ирина Лебедева, например, представляет Третьяковскую галерею. Ее твердое убеждение, что то, что возможно в частных галереях, на экспериментальных площадках, такого не должно быть в государственных музеях. У всех институций, которые работают в современном искусстве, есть свои задачи и свой формат; но эксперимент есть всегда. Посему, собственно, не открыли для этой выставки свои двери, скажем, Эрмитаж, или Пушкинский музей, или Третьяковская галерея – она действительно нашла свое пристанище в небольшой галерее, но вызвала огромное количество толков и пересудов. Но, давайте все-таки узнаем о том, что же сегодня происходило в суде, из первых уст: к нам присоединяется наш первый гость Андрей Владимирович Ерофеев, искусствовед, куратор выставки «Запретное искусство 2006». Андрей Владимирович, добрый вечер.