Британская Высшая Школа Дизайна: идти или не идти

 Вчера вернулась с открытия ежегодной выставки студенческих работ в Британке (выставка для посетителей, кстати, открыта с сегодняшнего дня 15 июля по 18 июля, можно прийти и посмотреть на результаты учебы студентов всех курсов) и решила, наконец, написать пост про учебу там.

 Итак, интриги, скандалы, расследования , плюсы, минусы, ньюансы, как вижу это я изнутри, в качестве студента. Речь пойдет о Британском высшем образовании (про российское ничего сказать не могу, знаю только по рассказам, там учившихся, но это уже будет испорченный телефон).

 Вне зависимости от того на какую специализацию вы собираетесь идти сначала вы поступаете на курс Foundation. Это даже не первый, а какбы препервый курс. При поступлении вас будут убеждать, что сразу на первый даже пытаться поступать нет смысла — не поступите, не потяните и вообще. Не верьте : ) Поступить можно (и сократить таким образом учебу на 1 год, а тем самым и расходы), это не архисложно, если вы уже имеете какой-то опыт и портфолио, можно смело пробовать. Впрочем, я на foundation отучилась и не жалею. Но, обо всем по порядку.

Состоит из просмотра портфолио + собеседования и теста по английскому.

С английским все просто, если идете на фаундейшн, то уровень интермидиэйт-апперинтермидиэйт достаточен для поступления, дальше в течении года вам его подтянут и подготовят к сдаче международного теста IELTS.

Если у вас уже есть на руках сданный IELTS (результаты действительны 2 года), то сдавать ничего не надо. Для поступления на первый курс результаты теста нужны обязательно, проходной балл 6.0.

Портфолио. Тут важна ваша индивидуальность (вообще в британке на это делается особый упор). Если у вас есть красивые академические рисунки — смело можете исключать их из портфолио (ну максимум один положить для демонстрации, что вы и так тоже можете, но вообще такое там не любят и на собеседовании не оценят). А вот всякие лично ваши, пусть кривые-косые, но необычные, яркие, интересные почеркушки, покаляки, проекты, эксперименты, где виден ваш и только ваш стиль, включайте смело. Если вы все делаете на компьютере — это плохо, там ценят «ручную работу», эксперименты с материалами и т.п. На собеседовании вам зададут вопросы по портфолио (почему это нарисовали, от чего отталкивались, что хотели этим сказать), спросят почему хотите к ним поступать, про любимых художников/дизайнеров и т.п. Все в формате непринужденной беседы. В общем, на мой взгляд поступить не слишком сложно, хотя часть не поступает конечно (вот учиться в разы сложнее и основной отсев идет там).

Первый семестр все (вне зависимости от выбраннойспециализации) учатся вместе. И это здорово, т.к. через полгода ты уже знаешь половину школы, ты вдохновился разными людьми и разными творческими областями, и у тебя есть шанс понять, что то, что ты выбрал действительно твое, ну или не твое и специализацию поменять. Я, например, шла изначально на графический дизайн, после первого семестра поняла, что мне надо идти на интерьеры, а сейчас вообще думаю, что мне надо переводиться на продакт дизайн. Друзья с продакта ржут, говорят изначально это про меня знали. : ) И таких, которые, меняют свое мнение после начала учебы пусть не слишком много, но они есть. Так что в этом тоже свой плюс фаундейшна, лучше разберешься в себе.

В остальном же главная цель этого курса — раскрепостить, снять внутренние барьеры и ограничения, вдохновить, заставить думать по-другому, в общем дать такой освежающий пинок под зад. : )

Вообще регулярно слышу от некоторых, что «в британке ничему не учат», такие разочарованные уходят оттуда, не найдя классических лекций и теоретических выкладок. Британка просто не для них.

Итак, чего на фаундайшен вы не найдете (сразу скажу, начиная с первого курса ситуация несколько меняется).

— Лекций (в их классическом понимании, где вам начитывают много теории, а вы пишете конспекты)

— Долгих теоретических раскладок и объяснений, как делать надо

— Высказываний от тьюторов типа «это ты сделал хорошо, а это плохо, тут ты сделал неправильно, а тут правильно»

— Экзаменов, где проверяют ваши теоретические знания

Т.е. если вам нужна именно теория, академический рисунок и прочие элементы классического образования (я не говорю, что это плохо, кто-то действительно хочет заполнить пробелы в этих областях, а выуживать информацию из книг по частям не всем удобно/есть время), то в Британку идти не надо, разочаруетесь.

— Тут, вместо лекций, делается упор на «делание». Т.е. всем дается бриф (задание) и срок выполнения (от 1 недели до 2х месяцев в среднем). Бриф может быть самым разным, начиная от просто одного слова (был у нас и такой, как хочешь так слово и интерпретируй и идеи на его счет развивай), до конкретного «в москве произошла катастрофа, 2 недели в домах/помещениях жить нельзя, придумайте что-то, что поможет людям выжить в течении этого периода».

— Тут учат придумывать и развивать идеи. Вы будете обязаны вести Sketch Book , где будете фиксировать все ваши идеи, их развитие, эксперименты и т.п. Reflective journal — туда ежедневно записываются все ваши мысли по поводу проекта, что получается, что не получается (на ваш личный взгляд), что надо попробовать, что почитать, посмотреть и т.п.

— Отдельная тема research (исследования). На это делается особый упор и это то, что заменяет, так скажем, лекции. Но лекции проводит преподаватель и начитывает то, что считает нужным вам рассказать. Исследование (для каждого брифа оно у вас свое) вы проводите сами и ищете ту информацию, которая нужна конкретно вам, под конкретно ваш проект, ваши задумки и идеи. Примерный пример ресерча для брифа по катастрофе:

— Какие потребности возникают у людей после катастрофы, что им необходимо для выживания, с учетом того, что через 2 недели все вернется на круги своя. Еда, вода, укрытие — ок, а что еще? Может общение? Может какое-то ср-во связи, маяк, чтобы не потеряться. А если у человека кошка/собака — куда их девать на это время, как ухаживать? и т.п.

— Какие приспособления для выживания человечество уже придумало? Роем современные фотки, чертежи, проекты других дизайнеров, впоминаем про Робинзона Крузо (а у него что там было интересного)?

— В процессе изучения понимаем, что хотим делать такую-то штуку для таких-то конкретных нужд. Опять изучаем, какие штуки такого плана уже делались? Их плюсы/минусы. Понимаем, что чтобы ее сделать (а в британке надо не просто надо придумать, но сделать конкретную вещь, которую ты придумал) не хватает таких-то технических знаний, роем инфу в библиотеке/интернете/на улице, выясняем как это можно сделать, из каких материалов, почему именно из них, какие альтернативы и т.п.

Таким образом, работая над одним проектом, мы изучаем (самостоятельно) самые разные области, разных дизайнеров, проекты, свойства материалов, механизмы и т.п. Задача тьютора — направлять, помогать развивать идею, подсказывать где нужную информацию добыть, выводить из тупиковых путей и ступоров «идеи кончились, все пропало».

Deadlines (дэдлайны, сроки). Вот с чем, с чем, а с дэдлайнами тут все строго. Если сдача проекта 26 октября, в 10:00, значит 26 октября, в 10:00 у вас должно быть все готово (как минимум это — скетчбук; рефлектив жорнал; итоговый результат того, что получилось в процессе работы над брифом; демонстрационные борды; устная презентация). Чего-то не хватает, забыли, принесете завтра? Не вопрос, но это уже late submission и минус баллы. Когда курс вел Алекс Мэтьюс (2010 год) вообще жесть была, не успел, не принес что-то на сдачу — вообще до свидос, значит не сдал. Не опаздывал никто. : ) Сейчас куратор курса сменился и вроде не такое жестилово.

Чем хороша Британка, так это свободным и бесплатным доступом к своим ресурсам, которых много.

1. Библиотека. Там действительно хорошая подборка зарубежных книг, альбомов и журналов по дизайну, графике, архитектуре и т.п. Пользуйся — не хочу.

2. Компьютерные классы. В любой день, практически в любое время можно прийти (или остаться после занятий/приехать до занятий) засесть за айМак, где уже установлены все нужные программы, и верстать, рисовать, моделировать сколько душе угодно. Потом все сделанное можно пустить на печать (формат до А2, если не ошибаюсь), печать уже платная, не самая дешевая, но зато ездить никуда не надо, для «нужно срочно, здесь и сейчас» самое то.

Лобзик, циркулярка, струны для резки пенопласта и иже с ним, бокс для покраски и т.д. и т.п. В общем любую задумку можно реализовать. Мастер в студии всегда поможет и подскажет, как и что лучше сделать, чем склеить, как разрезать и т.п. Все это в любое время и бесплатно, приходи да делай. В общем кайф, особенно для продакт и интерьер дизайнеров.

4. Лазерная резка и 3д принтер- это уже за деньги (более менее адекватные), но тоже оч. удобно, что можно быстро воплотить в материале все, что хочется.

5. Еще одна мастерская, не вспомню названия, для работ с глиной и т.п. Там есть гончарный круг, печь для обжига, все материалы (глина, гипс, глазури разные). Тоже при желании хоть целый день лепи, экспериментируй, потом отдавай на обжиг. Ну классно же? )

6. Фотостудия. Фотографы прилагаются. Нужна фотосъемка какая-нить концептуальная для проекта или сам итоговый объект заснять? Тоже все бесплатно, записываешься на свободное время, приходишь и тебе под твои требования все расставят, нужный фон подложат и профессионально отснимут.

Ну, кажется пока все, итак много вышло.

Про первый курс британского высшего, видимо уже отдельным постом.

Источник: