Большой театр стал больше

Вышел альбом дореволюционных фотографий знаменитой труппы и ее дома

В Большом театре прошла презентация альбома из 300 снимков, представляющих историю прославленного коллектива в 1860–1917 годах («Московский императорский Большой театр в фотографиях». Москва, «Кучково поле», 2013). Это двойной подарок — поклонникам классической музыки и ценителям фотографического искусства. Издание особенно ценно тем, что показывает малоизвестную публике сторону дарования великого балетмейстера Александра Горского, который был и выдающимся фотографом.

Русские театры быстро оценили значение фотографии: впервые в истории появилась возможность документирования основных моментов спектаклей, ну, а лучшей рекламы, чем продажа карточек популярных артистов, придумать нельзя.

Уже к концу XIX века в императорских театрах были оборудованы фотостудии, в них нанимали по контракту фотографов. Снимки спектаклей изготовлялись в нескольких комплектах — для постановочной части, дирекции и «Ежегодника императорских театров». В Большом театре такая студия находилась в трюме под сценой, и отбою от артистов, желающих сделать снимки, не было. Глядя на коллекцию, предоставленную для альбома музеем Большого, видишь известные всему миру портреты Шаляпина в ролях Бориса Годунова, Мельника (из «Русалки»), Дон-Кихота, Мефистофеля; Собинова — Ленского, Князя (из той же «Русалки»), Ромео; Неждановой — Татьяны Лариной и Волховы (из «Садко»)… Видишь и менее известные лица, и декорации спектаклей, поражающих иллюзионистским мастерством, в том числе тех, что диковинны для сегодняшнего российского театра — например, «Вильгельм Телль». Удивляешься охвату тогдашнего мирового репертуара: в Большом шли самые сложные оперные творения Вагнера, включая «Кольцо нибелунга», шедевр позднего Верди — «Отелло», последнее слово итальянского веризма — «Паяцы» Леонкавалло…

В балетной части альбома мы снова видим знакомые фигуры — Екатерину Гельцер, Веру Каралли… Узнаем о забытых страницах жизни театра, например, гастролях труппы в Лондоне в 1911 году в дни коронации Георга V. Вот, оказывается, с каких времен идет традиционный интерес англичан к русскому балетному искусству, который после долгого перерыва смог быть удовлетворен только в 1950-е годы.

Особый отдел альбома — фотографии, выполненные прославленным балетмейстером Александром Горским. Человек универсального дарования, Горский остался в истории искусства не только как автор балетов «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Конек-горбунок», «Коппелия». Он был прекрасным рисовальщиком, даже дирижером. А благодаря новому изданию становится известной еще одна сторона его деятельности, связанная с фотографией. Горского смело можно причислить к пионерам этого искусства в России. Десятки его фотоэтюдов — громадный вклад в документирование балета, а лучшие снимки, бесспорно, являются шедеврами импрессионистического портрета. Интересно, что некоторые из них автор слегка подкрашивал акварелью…

Горскому мы обязаны и вошедшими в альбом фотографиями Анны Павловой. Хотя легендарная петербургская балерина никогда не была участницей труппы Большого, она здесь гастролировала. К этому событию была сделана серия ее снимков, но, чтобы эти портреты могли продаваться в фойе, они должны были пройти утверждение дирекции — и Горский как ее представитель такую резолюцию вынес: «Пропустить все».

В конце книги мы попадаем в театр в день 17 мая 1896 года, когда там состоялось торжественное представление по случаю коронации последнего русского императора Николая II. Видим иллюминированный театр, программку вечера, даже витиевато украшенное меню праздничного обеда.

На выставке, посвященной выходу альбома о дореволюционном Большом театре. Фото Сергея Бирюкова

А на самых последних страницах фотокарточки, одновременно являвшиеся служебными удостоверениями Леонида Мясина, Касьяна Голейзовского и других легендарных участников труппы, переносят нас в повседневность великого театра, которая, как мы видим, не так уж отличалась от дня сегодняшнего…

Источник: