Бирюльки №310. Копия или оригинал, о дизайне электроники

Привет.

В России новогодние каникулы продолжаются, но в США уже идет выставка потребительской электроники CES, о которой вы сможете прочитать у нас ряд репортажей. В этом выпуске «Бирюлек» никак не буду касаться выставки, если только мимоходом, тем более что тем накопилось предостаточно. Но начну с примера рекламы, которая повергла меня в ступор. Смотримна фотографию SMS-сообщения.

У МегаФон существует услуга, в рамках которой продают контент, как вы видите, 15 рублей за новость. Не то чтобы я был жадным, но платить какие-либо деньги за то, что бесплатно, мне не очень интересно. Да и предложение узнать побольше о смартфоне со вторым экраном выглядит как-то издевательски. Но число людей, готовых заплатить, оказывается отлично не только от нуля, но и от погрешности, у таких услуг есть постоянные потребители, и поэтому операторы их поддерживают. Мне очень сложно нарисовать портрет человека, покупающего новости в современном мире и в таком виде. Быть может, вы поможете?

Но начать эти первые «Бирюльки» 2015 года хочу с поздравления с Новым годом, и нового счастья вам! А первой темой станет копирование и подражание, которое многие компании вывели на принципиально новый уровень.

Содержание Копирование дизайна устройств. Практика, реальность и вымыслы

В 2009 году почти все лето я провел в Южной Корее, изучал язык, культуру страны, разные регионы – все это в рамках правительственной программы для журналистов из разных стран, опыт крайне интересный и необычный. В тот момент на рынке только начали появляться LED-светильники, цена была не слишком агрессивной, но и не копеечной. В России их не было совсем, либо их продавали по заоблачным ценам. Поэтому возвращался домой с настольной лампой XLeds Q-200, она мне приглянулась по дизайну. Как ни крути, но лампа оказалась отличной со всех точек зрения, дизайн выглядит неплохо и сегодня. Прошло уже пять с половиной лет, светодиоды работают, заявленное время наработки на отказ от 30 до 50 тысяч часов позволяет надеяться, что она прослужит еще какминимум столько же. Если память меня не подводит, то лампа стоила тогда порядка 200 долларов.

Перед Новым годом в MediaMarkt увидел издалека свою лампу, удивился, что ее начали продавать в России, подошел. Дизайн тот же, да вот исполнение совсем иное – дешевый пластик, отсутствие разных режимов работы, непонятное имя ЭРА на подставке. Цена – около 900 рублей, после Нового года она уже стоит около 1 500 рублей.

У меня нет никаких сомнений, что лампа ЭРА была скопирована с модели от XLed. Ни малейших сомнений. Это точная копия оригинального продукта, которая появилась намного позднее и похожа только издалека. Вблизи качество пластика, сборка – все это производит впечатление дешевого продукта.

С примерами копирования дизайна вам, как и мне, приходится сталкиваться ежедневно, часто небольшие производители выпускают свои продукты в чужом дизайне, ничуть этого не смущаясь. В какой-то момент явление приняло невообразимый масштаб и стало без преуменьшения одним из направлений в дизайне. Не побоюсь сказать, что для индустриальных дизайнеров в Азии это зачастую единственное направление, которое они знают. И параллельно произошло еще одно примечательное событие – воровство дизайна стало событием заурядным, вначале к нему привыкли компании, затем стали привыкать и потребители. Не верите? Давайте взглянем на такую отрасль, как автомобильная промышленность. Все-таки покупка машины отличается от приобретения электроники, и здесь оригинальный дизайн стоит на первом месте. В теории и когда-то давно.

На фотографии вовсе не KIA Sorento, как могут посчитать внимательные люди, перед нами китайский внедорожник JinBei S50. Ирония заключается в том факте, что много лет подряд именно KIA обвиняли в том, что она занимается плагиатом чужих наработок в дизайне.

Сравните две модели 2002 года, KIA Opirus и Mercedes E-class, думаю, что пересечение в элементах дизайна очевидно. Удивительно, но массовое копирование дизайна в электронике стало возможным только в последние годы. Технических предпосылок для этого не было никаких, скорее сказывалось отсутствие доступных платформ, на которых можно было выпускать свои устройства. Только заводики дядюшки Ляо выпускали подделки под известных производителей, крупные компании этим не занимались. У всех был своего рода кодекс чести, конкурентов пытались копировать, делать свои продукты похожими, но не до степени смешения.

Одним из первых примеров можно считать появление Nokia 6020, которая удивительным образом повторяла внешность Sony Ericsson T630.

Согласитесь, что это детский сад, прямого заимствования нет. Безусловно, модель Nokia 6020 в то время выпадала из языка дизайна Nokia, была ближе к тому, что производила компания Sony Ericsson, но это разные модели. Очень напоминающие друг друга, но все-таки разные.

Самый громкий суд происходил между Apple и Samsung, в Apple это дело выиграли, но возмещение ущерба так и не получили. Выиграли только за счет присяжных и только на рынке США. По факту, присяжные заявили, что любой прямоугольник с сенсорным экраном – это повторение iPhone. С такой трактовкой не согласны большинство людей в мире, кто ежедневно пользуется очень разными и не похожими на iPhone телефонами. Для Apple и лично Стива Джобса это была священная война за свое будущее, так как Samsung отъедал продажи Apple стремительно. Будущее доказало, что они опасались этого конкурента вполне справедливо. Та история во многом продавлена со стороны Apple, компания укрепила в головах потребителей идею, что Samsung копирует и ворует чужие идеи. Но доказать и показать на примерах это не смогла. Как в анекдоте, ложечки нашлись, а осадок остался.

Посмотрите на единственную модель, которую осознанно делали похожей на iPhone, причем iPhone 4 – это Galaxy ACE. Цена модели была заметно ниже, порядка 320 евро, что и сделало ее очень популярной. Но в своем крестовом походе компания Apple совсем не обратила внимания на эту старую историю, хотя именно тут и был, пожалуй, единственныйслучай сходства, причем осознанного.

В 2014 году компаний, которые копируют дизайн существующих решений других производителей, стало невообразимо много. И это не так называемый “public design”, когда модель находится в свободном доступе и это объясняет появление клонов от разных компаний, с разными характеристиками и спецификациями. Отнюдь. Стали появляться устройства, которые осознанно копируют других производителей. Помните, у дизайнеров Motorola было правило трех метров? Любое устройство компании должно быть легко узнаваемо с трех метров. Если обычные люди его не могут узнать, значит, придуманный дизайн плох.

У меня ощущение, что сегодня многие производители приняли на вооружение совсем иное правило – чтобы их продукт приняли за чужой с небольшого расстояния.

У меня в руке вовсе не iPhone 6, это Lenovo S90, но перепутать их издалека можно с легкостью. Этот смартфон от Lenovo почти все называют копией iPhone 6, сходство до степени смешения, хотя если начать разбираться, то отдельные элементы оформлены по-другому.

Но давайте разберемся, что считать копией. Если следовать точному определению слова «копия», то это должно быть устройство, которое повторяет один в один оригинал. Этим занимаются только заводики дядюшки Ляо, крупные компании все-таки художественно перерабатывают устройства. Патенты на дизайн описывают внешний вид устройства, его размеры, и их очень легко обойти, чуточку изменив габариты вашего устройства, поменяв расположение функциональных элементов, например, клавиши громкости и других кнопок. Получить патент на радиус кривизны корпуса или его материал, а тем более цветовое решение, невозможно. Поэтому на рынке и появляется такое количество художественно переработанных устройств, которыми, как ни странно, гордятся их создатели. И для этого у них есть все предпосылки.

Давайте посмотрим на эту ставшую уже классической картинку, в которой раскрыт источник вдохновения главного дизайнера Apple. Сэр Джонатан Айв заимствовал многие свои продукты у Дитера Рамсона из Braun.

В принципе, тут видно то самое копирование дизайна, которым по отношению к Apple занимается множество компаний. Это уже стало своего рода традицией – переработать качественно выполненный дизайн в свой стиль. Навскидку могу вспомнить такие модели, как Huawei Mate 7, который мне лично очень напоминает HTC One M8. Кому-то, напротив, видится в нем копия HTC One Max, возможно, из-за размеров этих устройств.

А вот вам пример Huawei Ascend G7, а ниже – фотография Micromax Canvas Gold, отличить эти аппараты невозможно, если не смотреть на надписи.

Примеров можно привести огромное количество, копирование стало частью современного рынка. Доходит до смешного, иногда копируют не просто какую-то полезную находку, но все до запятой, чтобы соответствовать тому, что делает другая компания. Без малейшего проблеска мысли.

В какой-то мере подобное копирование развито и широко распространено на рынке одежды. В фильме «Дьявол носит Prada» это хорошо разжевано, то, что показывают сегодня как коллекции высокой моды, через год-другой станет массовым рынком – цвет, рисунок ткани и тому подобные вещи. На рынке электроники это происходит теперь постоянно. Например, в Apple запустили золотистый цвет корпуса для iPhone – все производители добавили золота к своим линейкам. В Samsung придумали тиснение пластика под кожу – через полгода рынок наводнили смартфоны с таким исполнением. Копируют все и у всех, что печально. Рынок начал превращаться в место, где оригинальный дизайн присутствует у крайне небольшого числа компаний. Безотносительно функциональности, мой личный список тех, кто умеет создавать хороший дизайн для телефонов, будет выглядеть вот так:

И далее по списку. Быть может, вы поделитесь своим списком компаний с точки зрения дизайна в комментариях и дадите небольшие объяснения, почему и за счет каких продуктов вы так считаете. Заранее спасибо.

Как вы видите, качественный дизайн вовсе не означает моментального успеха, также как и использование наилучших материалов. Например, в Motorola всегда были пионерами в области дизайна, создают наилучшие по эргономике решения, таких материалов ни у кого нет. Их со временем копируют, но телефоны от Motorola никем не востребованы, их игнорируют. Почему? Дело не только и не столько в дизайне, он важен, но это только одна из составляющих успеха, нужно создавать сбалансированный продукт.

Восприятие продуктов-копий еще несколько лет назад было сугубо негативным, это вызывало отторжение у потребителей. В 2014 году я с удивлением наблюдаю, что многие готовы оправдывать такой подход, социальные нормы изменились, и это касается большинства стран мира. Оценить это явление можно даже по продажам продуктов-копий, они показывают очень неплохие результаты. И это означает, что крупные компании все реже будут стесняться создавать такие откровенные копии. И это меня немного пугает. Безусловно, мы получаем качественные продукты, но издалека мы вскоре не сможем их отличить один от другого. Надежду дарит только то, что для крупных компаний уникальность дизайна – это конкурентное преимущество и они, как и прежде, будут создавать его. Впрочем, это как в медийном пространстве есть небольшое число изданий, что создают новости, описывают новые явления и события, а также огромное число изданий, что перепечатывают первые, не вкладывая деньги в редакцию и работу с информацией. Вторые почти никогда не становятся значимыми. Вот такие мысли о копировании дизайна, которыми хотел поделиться с вами, тем более что в этот Новый год видел множество оригинальных устройств, каждое из которых несло в себе частичку iPhone.

В МегаФон давным-давно продавали умную GSM-розетку, одна из таких стоит у меня в доме, у нее есть температурный датчик, и она позволяет отправлять SMS-сообщения, если заданный интервал температур превышен либо отключилось электричество. Метод установки розетки прост: вы втыкаете ее в настенную розетку и далее пользуетесь. Можно к ней подключить другие устройства, которыми вы будете управлять с помощью SMS-команд. Но сама настройка в SMS не очень удобна, да и хотелось бы получить еще дополнительные розетки к основной. Под Новый год мечты сбываются, начались продажи умной розетки второй версии от Senseit.

Пока доступна только управляющая розетка, в январе появятся дополнительные розетки, а также наборы из одной управляющей и одной дополнительной. В моем сценарии использования мне нужен как раз такой набор, но для начала опробовать решил управляющую розетку. Тем более, что помимо SMS-команд, теперь появилось приложение для Android, которое в удобном виде позволяет управлять подключенными устройствами и смотреть температуру в доме. Сразу оговорюсь, что натурные испытания проводил в Москве, чтобы понять, как все работает, насколько надежно. И после недели испытаний могут утверждать, что продукт получился интересным.

Приложение доступно как для Android, так и iOS (последнее будет в январе, функциональность у приложений одинакова). Заводите розетку, вставляете SIM-карту с подключенной передачей данных и начинаете пользоваться этим набором.

У меня стояла задача подключить к розетке несколько устройств, в частности, роутер и погодную станцию. Мне не нужно, чтобы они работали постоянно и потребляли электричество, требуется их работа по расписанию. Что розетка и реализовала, в заданном интервале времени они включаются, затем «гаснут». В будущем разработчики обещают нарастить функционал, например, мне хотелось бы программировать включение не только в интервале времени, но с определенной периодичностью в течение дня. Например, для погодной станции это может быть ежечасное включение. Придумать применение для таких «умных» розеток можно с легкостью.

Очевидно, что ставить в доме множество управляющих розеток дорого и это лишено смысла. Но учитывая, что можно установить до 10 дополнительных, вторичных розеток, это неплохо. И каждой можно управлять отдельно.

На первый взгляд, такие умные розетки кажутся блажью, ненужной диковинкой. Возможно, что их применение в квартирах не очень интересно, но для домов в поселках это очень недорогой способ мониторинга наличия электричества, а также оперативного получения информации о температуре в доме. Те, у кого замерзал котел и дом вымерзал, знают, что это такое и сколько стоит. Соответственно, и пытаются защитить себя от такой проблемы всеми возможными способами.

Из опций,которые мне видятся очень интересными, это возможность программировать сценарии поведения подключенных устройств по времени и дням недели. Так можно имитировать присутствие людей в доме, а можно придумать и более интересные схемы работы. Пространство для воображения тут практически ничем не ограничено. Хотя, казалось бы, такая простая штука – розетка.

Таможенный конфискат, дешевые оригиналы и недорогие копии из Китая

На ловца и зверь бежит, обычно контекстная реклама не привлекает моего в…

Источник: