Best of Russia — мнение профессионалов о конкурсе — новость на URA.ru

Выставке Best of Russia, представляющей работы победителей одноименного конкурса, предстоит открыть выставочный сезон — 2014 Центра современного искусства «Винзавод». Затем экспозиция отправится по городам России.

В прошлом году работы, определенные как «Best», побывали в музее современного искусства PERMM и Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Пока география выставки Best of Russia — 2014 не определена. Но итоги конкурса, с которыми можно познакомиться на сайте, вызвали недоумение профессиональных фотографов.

Александр Попов, Москва. Самая обаятельная профессия

В России действительно крупных и значимых фотоконкурсов профессионального уровня, где серьезные фотографы могли бы мериться силами и показывать всем, что такое настоящая фотография с большой буквы, не было. Поэтому появление несколько лет назад Best of Russia вызвало всеобщее одобрение: все обрадовались и поверили, что проект вырастет в русский World Press Photo.

Но в этом году даже в числе победителей слишком много необъяснимо слабых фотографий. Критерии отбора жюри вызывают сомнения и несогласие. Некоторые фотографии не совпадают с жанром, в котором побеждают. Некоторые не имеют фотографической ценности: интересен и красив лишь сам объект съемки, а работа фотографа ограничивается «нажиманием кнопки».

Профессионализм жюри, казалось бы, не вызывает вопросов. Какие из 25 239 работ стоит считать лучшими, определяли профессионалы в разных сферах. Среди них Эдуард Бояков, продюсер, режиссер, педагог, ректор Воронежской академии искусств и создатель множества фестивалей, в том числе «Золотой маски»; руководитель объединенной фотослужбы РБК Варвара Гладкая; Игорь Гурович — дизайнер, плакатист, арт-директор Ostengruppe, Arbeitskollektiv; председатель совета директоров фотохолдинга Pro Lab Николай Канавин; Кожи Нода, генеральный директор российского подразделения «Никон»; Софья Троценко, президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод».

Однако имена и работы победителей вызвали, скорее, недоумение. «Много хороших кадров, но еще больше просто проходных. Ценность конкурса около нуля». «Достоин ли конкурс своего имени?» «Хочется такой конкурс, чтобы попал в лонг-лист — и уже радуешься. А Best of Russia такого желания не вызывает». Такие отзывы появились на специализированных интернет-площадках. Поэтому «URA.Ru» решило узнать мнение профессионалов: с какой целью проводится конкурс с громким названием Best of Russia и можно ли считать работы победителей действительно лучшими из того, что снято в России.

Преподаватель факультета журналистики МГУ, фотограф и бильдредактор Сергей Шахиджанян «рад за всех, кто получил призы», тем более что в России «не так уж много фотоконкурсов». «Но, на мой взгляд, необходимо разделить фотолюбителей и фотопрофессионалов — их творчество должно оценивать разные по составу жюри. Например, многие мои знакомые фотографы, видя не самый, прямо скажем, высокий уровень любительских работ, просто отказывались от участия. Когда кто-то постит туда собачек-кошечек, ничего серьезного представлять уже не хочется», — считает Шахиджанян. По мнению эксперта, в конкурсе должно быть «больше фотоисследований обычной, повседневной жизни, а не увлечения экстремальными ситуациями. Наша страна очень большая, и в ней много интересного».

«Название свое конкурс оправдывает, но не в полной мере. Россия шире, глубже и богаче, чем то, что представлено среди победителей», — согласна с Шахиджаняном Екатерина Новикова, старший редактор фотослужбы МИА «Россия сегодня». «Мне кажется, что конкурс изживает сам себя: из года в год побеждают картинки на примерно одинаковые темы, из примерно одинаковых мест, — продолжает Екатерина. — Я всегда жду каких-то открытий для себя. Но в этом году не увидела тем, которые заинтересовали меня как редактора. Да, среди победивших работ много визуально красивых и правильных фотографий. Но опять же, повторюсь, открытий я для себя там не сделала».

Илья Строков, член Гильдии рекламных фотографов России, член Федерации профессиональных фотографов Европы считает, что конкурс больше рассчитан на молодых. «Но для профессионалов Best of Russia становится не интересен — много слабых работ. Отток профессионалов с конкурса наблюдается из-за отсутствия конкуренции именно между ними: тягаться с любителями интереса нет», — считает Строков.

На фоне падения общего уровня профессионализма, культуры понимания фотографии «ценность профессионала должна увеличиваться. «Но этот уровень нужно показывать, не должно складываться мнение, что большинство снимков, мелькающих в сети, и есть высокий уровень. Поэтому нужно решать вопрос о том, как стимулировать к участию в конкурсе профессионалов. И, может быть, не гнаться за 365 фото победителей, а оставить сто, но самых лучших», — предлагает Илья.

«Сложность этого конкурса в том, что тут профессионалы соседствуют с любителями. А это сразу ставит и тех, и других в невыгодное положение», — соглашается Мария Ващук, директор по развитию фотоагентства «StarFace.ru», доцент кафедры фотоискусства в ИГУМО, член национальной ассоциации исследователей масс-медиа. «Последние два года в конкурсе Best of Russia есть интересное и важное новшество — специальная рубрика „тема года“, которая меняется каждый раз. В прошлом году она звучала как „свадьба и похороны“, в этом — „такая работа“. Это отличная возможность показать многовариантность жизни в России».

«Это замечательный каталог российских фотографов и российских реалий (можно найти фото практически из любого города России, а это дорогого стоит). Поэтому — со всеми ее сложностями — Best of Russia является достаточно заметным конкурсом у нас в стране, в том числе и потому, что нет больше ни одного проекта, который по масштабу и охвату мог бы конкурировать с ним. Очень хочется надеяться, что они скоро появятся — и тогда Best of Russia станет естественно восприниматься как любительский конкурс, — продолжает Мария. Либо организаторы его будут вынуждены существенно поменять правила и принципы отбора. Проект практически не меняется уже семь лет, и уже традиционно в итоговой подборке потрясающие фотографии соседствуют рядом со скучными и случайными кадрами, что сильно портит впечатление в целом».

Стоит отметить, что в числе победителей оказалось сразу несколько работ в разных номинациях, сделанных в Териберке — населененом пункте в Мурманской области, о котором, благодаря «Левиафану», теперь знает вся страна. Причем в фильме Звягинцева поселок на Кольском полуострове производит сильное впечателние. В отличие от обычных кадров, отмеченных жюри Best of Russia.

Источник: