Азиатские художницы знакомятся с русской культурой

Азиатские художницы знакомятсяс русской культурой

Выставка Международной ассоциации «Цветы мира»  продолжается в галерее «Моховая, 18» в Санкт-Петербурге и будет работать до 20 октября. Но уже через неделю после открытия можно говорить о результате, которым сопровождается этот художественный проект.

По многочисленным откликам, выставка является чрезвычайно привлекательной и интересной. Вот лишь несколько отзывов в адрес организаторов и художников из Книги отзывов галереи: «Спасибо вам! Помогаете видеть, узнавать, чувствовать. Много нового,интересного. Спасибо»; «Большое спасибо за выставку. Получили огромное впечатление. Разнообразие тем и техник исполнения соединяется со стремлением передать красоту природы и человека»; «Большое спасибо, что показали свои работы в Санкт-Петербурге. Спасибо организаторам» . Однако выставка показалась достойной внимания не только обычным зрителям, но и тем, кто причастен к Востоку в профессиональной деятельности.

По просьбе профессора восточного факультета Санкт-Петербургского университета А. М. Фарзалиева в рамках выставки состоялась встреча преподавателей факультета и художников из Японии и КНР. На встрече отмечалось, что возможность увидеть современное искусство стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге представляется редко, а выставка ассоциации «Цветы мира» такую возможность даёт. Кроме того, личное присутствие художников даёт ценную возможность непосредственного общения и комментирования своих работ самими художниками. Так, одна из работ японской художницы Акико Кондо, выполненная в технике текстильного коллажа, посвящённая теме землетрясения в 2011 году, привлекла большое количество зрителей необычной эстетикой и породила желание узнать у автора, как создавался обобщённый образ трагических событий, связанных с землетрясением и аварией на атомной станции в Фукусиме.

В процессе общения преподаватели факультета живо интересовались историей создания международной ассоциации женщин-художников, включающей разные страны, и тем, насколько тесным является общение художников в перерывах между выставками. Ведь именно этот процесс — непосредственного общения — помогает создать новую выставку.

Если говорить о результатах, имеющих не только художественное значение, то главным, пожалуй, является то, насколько ценными для художников Южной Кореи, КНР, Японии, Вьетнама оказались личная встреча с русской культурой и визит в Санкт-Петербург. Так, японская художница Наоко Морита работает над книгой о другой японской художнице Рин Ямасита. Она была первой японской художницей-иконописцем, чья художественная одарённость проявилась довольно рано и была связана с Санкт-Петербургом. Рин Ямасита приняла православие в Токио, а в 1881 году прибыла в Петербург и поселилась в Новодевичьем монастыре, чтобы изучать основы иконописи. В её личном дневнике часто встречается фраза «Хочу рисовать!», что позволяет судить о мере увлечённости художницы, преодолевшей трудности непривычной для неё монастырской жизни.

Наоко Морита неслучайно обратилась к теме творчества Рин Ямасита, поскольку она сама также исповедует православную веру. Визит в Санкт-Петербург позволил ей посетить монастырь, где жила в своё время Рин Ямасита, и отыскать тех, кто поможет японской художнице продолжить работу над книгой.

Вторая участница выставки Акико Кондо также непосредственно увлечена русской культурой, так как тема, которой она занимается (помимо художественного творчества), связана с Ф. М. Достоевским. Акико Кондо посетила Александро-Невскую лавру, чтобы почтить память русского писателя у его могилы на Тихвинском кладбище.

Особый интерес китайских художников вызвала редкая по масштабам выставка российских императорских костюмов в Эрмитаже из коллекций музея. Впечатление от поездки оказалось столь сильным, что китайские художники решили непременно поделиться им со своими коллегами в Китае сразу после возвращения. Россию они назвали страной с тёплым сердцем, а русский язык (переводчики, сопровождавшие китайских и японских художников общались на русском языке) — связующим мир звеном.

Выставку положительно оценили и с российской стороны: галерею посетили Олег Муковский, директор Санкт-Петербургского филиала фонда «Русский мир», Сергей Богданов, проректор Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель председателя правления фонда, и Татьяна Ласка, директор Института искусств Санкт-Петербургского государственного университета и заместитель генерального директора по научной работе Новгородского объединённого музея-заповедника. По их мнению, «Мост на Запад» (так называется проект, поддержанный фондом «Русский мир», в рамках которого проводится выставка) состоялся.

Ольга Зотова, доцент Дальневосточного федерального университета

Источник: