Август — время надежд, которые не сбываются — Как отдохнуть — Правда.Ру

12 сентября нынешнего года в центре современного искусства ВИНЗАВОД состоялась премьера спектакля Алексея Паперного «Август». Эта трогательная пьеса является любопытным экспериментом — создатели «Августа», смешав классику и современность, кино, музыку, танцы и театр, изготовили оригинальный «коктейль» и подали его зрителям в горячем виде.

Следует заметить, что премьера данного спектакля прошла в рамках уникального проекта «Платформа», который представляет собой весьма интересный эксперимент. Участники этого проекта предполагают, что представления о разновидностях искусства и основных жанрах, которые сложились в XIX веке, уже устарели. Точнее говоря, это современное искусство давно уже переросло данные рамки, установленные публикой, поскольку они стали ему тесными. А если так, то можно попробовать убрать их, хотя бы не надолго, и посмотреть, что из этого выйдет.

Именно поэтому проект «Платформа» изначально не предполагает границ между музыкой, поэзией, танцем, живописью и видеоартом. Так, например, художественные выставки в рамках этого проекта содержат элементы театральных постановок, а спектакли — концертов. Более того, участники проекта также решили убрать и другую границу, которая долгое время казалась незыблемой — между сценой и зрителем. Таким образом «Платформу» можно также рассматривать как попытку формирование живой, то есть совершенно не виртуальной, социальной сети, представляющей собой пространство для непосредственного общения современных художников с современным зрителем.

Читайте также: В театре собрались умирать от любви

Ну, а раз сам проект — сплошной эксперимент, похожий на путешествие в совершенно неизведанные «дебри» современного искусства, логично предположить, что и представленные в рамках его спектакли необычны, смелы и интересны. Именно так и можно охарактеризовать «Август» Алексея Паперного: это необычно, дерзко, ново, и в то же время — очаровательно. При этом нужно отметить, что режиссер в данном случае удачно избежал типичной ошибки новаторов от искусства — сильного акцента в сторону формы в ущерб содержанию.

Впрочем, следует заметить, этот спектакль действительно необычен. Хотя бы потому, что там нет традиционных для театра переходов между сценами и картинами. Эпизоды сменяют друг друга внезапно — создается ощущения монтажа кадров, который более характерен для кино. Это придает действию, с одной стороны, стремительность, а с другой — объемность. Перед глазами зрителя быстро сменяются квартиры, улицы, ландшафты и даже города (некоторая часть действия разворачивается в Санкт-Петербурге, а некоторая — в Москве). Из-за этого у тех, кто смотрит спектакль, создается ощущение, что они наблюдают широкую панораму современной жизни.

Еще одна необычность данной постановки — введение в спектакль музыки и танца не в качестве оформления, а в виде полноценных героев. Актеры постоянно музицируют, танцуют, поют и это приводит к тому, что такие композиторы, как Шуберт, Моцарт, Бах, Лагидзе, а также Р. Стюарт и П. В. Кинг тоже становятся действующими лицами пьесы. Они помогают героям решать проблемы, дают им советы, а иногда даже сообщают сюжету весьма необычный поворот. Кроме того, участие музыки в спектакле на равных правах с актерами символизирует нерушимую связь эпох — в ее лице среди настоящего незримо присутствует прошлое.

Однако о чем же этот спектакль? Какую историю рассказывали зрителю режиссер и актеры, общаясь с ним на столь необычном для театра языке? Сам Алексей Паперный говорит о том, что: «Иногда в жизни бывают такие моменты — как будто ангел прилетает и люди чувствуютчто-то безусловное, настоящее, необъяснимое. Одну минуту, может быть. Конечно, потом всегда начинается бесконечное количество наворотов и путаниц. Суть исчезает. Спектакль «Август» — именно об этих моментах.

Сюжет этой пьесы о том, что ничего ни у кого не складывается, такая, в общем-то, неизбывность. Вообще, это сюжет всех моих пьес. Они все про невероятное стремление, чтобы что-то вышло, сложилось, но как-то не складывается. На самом деле всё складывается правильно, хорошо, происходит главное — в людях проявляются очень настоящие вещи. Как бы люди не мешали им проявиться, как бы не мучили себя и друг друга. Помимо их воли рождается что-то настоящее, минуя рассудительность».

Читайте также: Мария Гузеева: Актерство — это сумасшествие

Что же, если замысел режиссера, скорее всего, был именно таким, то, можно сказать, что его удалось воплотить на сцене. У героев «Августа» постоянно что-то не складывается из-за нелепых, на первый взгляд, случайностей. Так, мужчина по имени, А захотел первым поздравить свою любимую (ее зовут так же просто — В) с ее днем рождения, все подготовил, и на тебе, — как только приехал к ней, оказалось, что она с любовником. В итоге все отношения развалились. Или еще: хотел отец сделать из сына гениального пианиста, учил его, занимался с ним, но вот ведь незадача — встретил на улице случайно человека, приехавшего из глухой степи, поговорил с ним, и так ему понравились рассказы незнакомца, что бросил все и уехал в эту самую степь на десять лет. В итоге сын забросил музыку и стал банальным менеджером ресторана — скучным, ограниченным, да и не особо удачливым.

И такие ситуации встречаются в спектакле постоянно — они происходят не только с главными героями, но и с второстепенными персонажами. К примеру, ограбили воры человека, раздели его догола, однако одеждой не воспользовались, поскольку встретился им на улице голый мужчина (тот самый, который любимую так неудачно поздравил), и пожалели они его — всю одежду отдали. Одним словом, никогда в этой жизни ничего не сбывается так, как мы хотим. Может быть именно поэтому хозяин кафе Гия Зурабович, сочинивший целую оперу, не спешит предъявлять зрителям свое творение — ведь все равно же ничего не получится! Кому как не ему это знать — ведь в его кафе постоянно заходят все действующие лица «Августа» и пересекаются все рассказанные ими истории…

Но что же еще сможет увидеть зритель в «Августе» сверх того, что анонсировал режиссер? Лично я, смотря на все истории, рассказанные главными и не очень главными героями, ловил себя на ощущении, которое возникало у меня во время просмотра фильма замечательного корейского режиссера Ким Ки Дука «Пустой дом», герои которого замкнулись в своих внутренних мирах настолько, что совершенно не видят и не слышат друг друга. И про героев «Августа» можно сказать тоже самое — они все живут исключительно в себе.

И это несмотря на то, что вроде бы между ними существуют какие-то отношения — А любит (или пытается любить, что, наверное, более точно) В (а при этом его любви пытается добиться другая женщина, Нина), В, в свою очередь, тоже любит А, пожилой отец любит своего маленького сына и все хотят жить счастливо. Однако не получается этого счастья, поскольку их любовь весьма странная — они не спрашивают тех, кому адресованы их чувства, нужна ли им такая любовь. Их это не интересует — и все потому, что для них нет никого, кроме себя, и никакой другой реальности, кроме своего собственного, пусть очень богатого, но все-таки ограниченного внутреннего мира.

И точно так же, как в «Пустом доме», среди этих замкнувшихся в себе людей бродит свидетель — странный мужчина с плюшевым волком, которого они не видят. А вот он не просто видит их, но и знает о них все, но в отличие от кимкидуковского мотоциклиста Та-сук, ничем не может им помочь. Ему остается лишь следить за тем, как рушатся их планы, и время от времени издавать к месту и не к месту тихий волчий вой, сочувствуя героям, обреченным на одиночество. Иногда они слышат его, но совершенно не понимают, к чему все это — ведь даже вой не может вырвать их из тесного замкнутого пространства самих себя.

Как видите, спектакль «Август» затрагивает одну из актуальных тем наших дней — некоммуникабельности современных людей, вызванную тем, что научно-технический прогресс сделал нас просто ненужными друг другу. И в то же время пьеса продолжает и классические традиции — наиболее близко «Август» стоит к чеховской драматургии, с ее вечным конфликтом внешней реальности и внутреннего мира героев, который как раз и порождается непредсказуемостью жизни. Глядя на все истории, произошедшие в последний летний месяц, когда, по словам режиссера: «…конец лета, вот-вот начнется осень, и есть ощущение, что что-то еще не успело случиться, не прошло, но уже сейчас закончится», вспоминаешь «Чайку» Антона Павловича с ее несбывшимися мечтами, неосуществленными желаниями, абсурдностью бытия и… тем же самым острым одиночеством главных героев. После чего понимаешь, что прошло уже более ста лет, а люди так и не изменились — взгляд их по прежнему устремлен в даль, но вот того, что рядом с ними, они не видят.

Впрочем, не следует думать, что «Август» настолько пессимистичен — не все так плохо, ведь в конце концов и, А вернулся к В, и отец через десять лет вновь встретился с сыном, и Гия Зурабович, наверное, когда-нибудь все-таки создаст свою оперу. Спектакль заканчивается ощущением того, что вот-вот все изменится, произойдет несколько нужных героям чудес и все будет хорошо. И зрителей, выходящих из зала после спектакля не покидает ощущение того, что именно это в конце концов и случится…

Читайте также: Спектакли о цикличности нашего бытия

Таким образом, создатели спектакля создали интересный и трогательный «коктейль», смешав классику и современность, кино и театр, музыку, танцы и драму, украсили его отличными костюмами НаныАбдрашитовой, приправили замечательной актерской игрой и подали зрителям в самом что ни на есть горячем виде. И публика не была разочарована — на премьере, которая состоялась 12 сентября нынешнего года в центре современного искусства ВИНЗАВОД (Цех Белого) актеров несколько раз вызывали на бис и овации не утихали. Исходя из этого, можно сказать, что данный эксперимент «Платформы» удался на славу.

Источник: