Арт-события недели: сконцентрированное искусство

На днях открылись сразу несколько новых художественных экспозиций, отличающихся сочетанием разнообразных по стилю и технике работ в едином художественном пространстве. В итоге получаем художественный концентрат, кое-где с трудом воспринимающийся за один раз.

Несомненно, главным арт-событием недели стало открытие четырех новых экспозиций в ПинчукАртЦентре. Ценители современного искусства могут увидеть как уже известные работы Демиэна Херста, Джеффа Кунса, Такаши Мураками, Грегори Крюдсона, Сэм Тейлор-Вуд, так и совсем новых для Украины мастеров – Кендис Брайтц, Дамиана Ортеги и других. Кроме того, в ПинчукАртЦентре отныне есть постоянная экспозиция, а также художественное пространство исключительно для ведущих украинских художников, которое будет обновляться каждый месяц.

Мексиканский мастер сейчас живет и работает в Берлине, его художественный язык – космополитический и понятный каждому, ведь он специализируется в первую очередь на инсталляциях – воплощении идей и символов в реальные арт-объекты. Свои инсталляции художник создает из будничных вещей, по-особенному сочетая их или необычно располагая в пространстве, обыгрывая, придавая им символический характер и обобщая.

В ПинчукАртЦентре можно посмотреть видеоинсталляцию Ортеги «Девять типов местности» – на 16-миллиметровую пленку снято короткое видео, в котором расположенные разным способом кирпичи падают, как домино. Конструкции, в которые сложены кирпичи, навеяны мастеру «Искусством войны» Сунь Цзы.

Не менее интересной является инсталляция «Моисей» – с потолка на проводах свисают разнообразные инструменты – молотки, лопаты, тиски, отвертки, ножницы и тому подобное. Они подвешены так, что посередине возник проход, а сами инструменты с двух сторон образуют что-то наподобие двух волн.

Специально для выставки в ПинчукАртЦентре мексиканец создал два проекта, связанные с Украиной. Несколько раз побывав на Днепропетровском металлургическом заводе, Ортега наблюдал процесс изготовления колес для локомотивов. Одна из его инсталляций – это четыре стадии такого процесса. В конечное колесо художник поместил водоросли и несколько красных рыбок, заставив взглянуть на будничную вещь как на абсолютно новый объект, живущий своей жизнью.

В соседнем зале еще одна инсталляция художника, созданная в Украине, – «Температура плавления». В девять стеклянных кубов со льдом влили расплавленный металл, в результате чего лед превратился в воду, а металл образовал причудливые ландшафты.

Персональная выставка южноафриканской художницы Кендис Брайтц выстраивается вокруг самоидентификации человека – одной из ее любимых тем в течение последнего десятилетия. В этот раз Брайтц исследует поиск и определение своего «я» через взаимодействие личности с внешним миром, в условиях массового потребления и массовой культуры.

Особенное внимание посетителей ПинчукАртЦентра привлекают к себе многоканальные видеоинсталляции «Герой рабочего класса (Портрет Джона Леннона)», «Король (Портрет Майкла Джексона)», «Королева (Портрет Мадонны)».

В темной комнате на стене в ряд висят экраны, на каждом из которых фанат какого-то из трех кумиров напевает конкретный хит. Их песни сливаются в своего рода хор, образовывая одно целое с другими и создавая общий портрет самого певца.

Также на выставке представлены несколько групповых портретов фанатов Бритни Спирз, Мерлина Менсона, группы «АББА» и других. По мнению художницы, понять, кем является в действительности кумир, идентифицировать его точнее всего можно именно через коллективный портрет его фанов.

Не менее интересен интерактивный проект художницы под названием «Портрет художника». Идея проекта – в обмене портретами между Брайтц и украинскими мастерами, которые примут участие в проекте. Суть проекта — украинские художники рисуют портреты самой Брайтц – в любой технике, любом стиле и любого размера, зато ближе к концу экспозиции они получат собственные портреты, созданные Брайтц.

На момент открытия выставки уже две небольших комнаты были заполнены множественными портретами Брайтц, преимущественно художников-любителей. Здесь и Брайтц в образе украинки в веночке, и чулок, наполненный конфетами, и порисованные маркером плакаты с изображением Брайтц, и аппликации, и видеоинсталляция, и разнообразные портреты, художницы, на которых она узнаваема без проблем – как, например, портрет Брайтц, из головы которой торчат кисти и тому подобное.

В своем обращении к украинским художникам Брайтц указала, что ее портреты не должны быть слащавыми. «Портреты могут быть натуралистическими или концептуальными, авангардными или китчевыми. Сходство со мной – это скорее рекомендация, чем требование», – объяснила художница в своем обращении.

В течение первых двух месяцев выставки портреты будут добавлять к общей инсталляции еженедельно, таким образом объединяя все работу в одну большую работу, названную Брайтц «Автопортретом». После Киева эта инсталляция будет странствовать по миру, а потому приобщившиеся к ее созданию также получат возможность почувствовать себя современными художниками, выставляясь в известных галереях или музеях. Таким образом проект также крепко вплетен в общую тему самоидентификации.

Еще одной «изюминой» ПинчукАртЦентра стало открытие постоянной экспозиции избранных работ выдающихся художников контемпорари арта – «Collection Platform 1: Циркуляция».

В нее вошли работы Сесилии Браун, Грегори Крюдсона, Питера Дойга, Трейси Эмин, Андреаса Гурски, Демиэна Херста, Гере Хьюма, Джеффа Кунса, Олега Кулика, Бориса Михайлова, Джули Мерету, Такаши Мураками, Ричарда Принса, Томаса Руффа, Арсена Савадова, Терриена, Сэм Тейлор-Вуд и Джеффа Вола, а также работы украинских художников – Ильи Чичкана, Сергея Браткова, Александра Гнилицкого, Александра Ройтбурда.

О том, что эта экспозиция является постоянной, свидетельствуют скамейки вдоль стен – так, как это заведено в обычных музеях – чтобы посетители могли наслаждаться искусством, зная, что эти работы здесь надолго.

Конечно, в таком количестве именитых иностранных художников украинским мастерам легко остаться незамеченными, одним словом — потеряться. По-видимому, это стало настолько очевидным, что кураторы выставки решили сбалансировать экспозиции, выделив специальное арт-пространство исключительно для украинских художников. Ежемесячно здесь будет появляться новая экспозиция.

Первым, кто выдал такое художественное «соло», стал Василий Цаголов с серией работ «У страха глаза большие». Его выставка продлится до 13 марта.

Кроме новых выставок в ПинчукАртЦентре, в выходные открылась и двойная экспозиция в арт-центре Якова Гретера, сочетающая в себе абсолютно разные по стилю работы.

Первая – выставка живописи и графики Александра Белозора «Сумо». На ней художник, кстати, известный тем, что пишет некоторые картины под водой, представил картины, объединенные темой сумо и сумоистов.

Однако уже само название намекает, что мастер в картины вложил значительно больше содержания и символов, это не просто фиксация борьбы мощных тел. По словам художника, его работы отражают ритуальную борьбу Больших людей в противовес современным политикам или представителям больших капиталов, чья борьба скорее напоминает бои без правил.

Вторая экспозиция под названием «Хлам. Вторая жизнь» – это техноморфные скульптуры и инсталляции Андрея Северинко, сделанные из утиля.

Его работы сочетают в себе доисторические мотивы, романтику археологических находок, элементы фантастических миров и современного техногенного мира.