Арт Кукла — Лариса Медведева — Зачем нам кукольные выставки?

Мастера со стажем помнят  времена, когда кукольных выставок было совсем мало и они проходили совсем иначе. На самых первых, о ужас,  можно было  курить ))) Теперь все иначе — выставки изменились и качественно и очень сильно количественно. У авторов и зрителей появился выбор настолько широкий, что иногда это даже немного пугает. Хочетя успеть всюду или выбрать самое самое!

Но даже по темам нашего сообщества видно, как непрост он, этот выбор. В марте прошел Весенний бал, вслед за ним Мосфейр, буквально недавно с успехом завершилась Таллинская выставка, костяк которой составили российские авторы, а сейчас готовится к открытия «КуклаЯ». И как в этом не потеряться?

Скорее всего, нам еще только предстоит научиться выстраивать свой выставочный график и освоить науку правильного участия в выставках. Поэтому мы и начинаем этот разговор —  о выставках, о том, для чего они, зачем, для кого и когда?

Вопросов много. И на часть из них согласились ответить организатор киевской выставки «Модная лялька» Юрий Шуманский и организатор Международного Салона кукол (а теперь и Таллинской выставки Nukukunst Светлана Пчельникова. Организаторы еще одной крупнейшей на постсоветском пространстве выстаки Искусство куклы к сожалению  не смогли  найти время для разговора (цейтнот перед открытием очередной… кукольной выставки)

Интересно — насколько видение организаторов совпадает с вашим? Мы были бы очень признательны, если бы вы, наши читатели, рассказали о том, что выставки для вас? Ждем ваших ответов в комментариях. И будет очень рады, если авторы кукол и посетители выставок поучаствуют в нашем опросе. Но прежде …

Большое количество выставок вы считаете благом для кукольного искусства, для кукольников, для зрителей, для себя ?

Большое количество выставок- плюс для всех . У зрителей и художников должна быть возможность выбора . Отсутствие монополии стимулирует организаторов. Зритель, если ему интересно, пойдет на все выставки — главное донести до него информацию. художник пойдет туда, где комфортно, престижно и удобно по срокам и по месту проведения для него лично.

Я считаю это благом для для всех, кроме»для себя» ( из-за усталости во время подготовки к выставке, которая конечно лихвой компенсируется удовольствием от сделанного) Много выставок — растет мастерство и уровень организации. Конкуренция вообще хороша во всех смыслах. Она является двигателем прогресса!

-Есть ли некий предел, некая точка насыщения выствками, за которой может начаться спад интереса у всех категорий участников к таким мероприятиям? Как вы считаете, мы близко к такому пределу? Или может еще в самом начале пути?

Никакой точки насыщения нет! Любовь к куклам — дорогостоящее хобби. Это себе могут позволить обеспеченные и счастливые люди. Юольшинство посетителей приходят на выставки за положительными эмоциями, а не за покупками. Это » мы» — авторы даем им в полной мере. А потом наши «просто» посетители становятся коллекционерами. За мои 10 лет участия в организации выставкок — это происходит постоянно. Мы не в начале пути. Сделано всеми в России очень много: Ирина Мызина, Карина Шаншиева заложили мощную основу своими галереями, журнал Кукольный мастер и мероприятия фонда «куклы мира» растути хорошеют на глазах, выставки объединений Долларт и Кукольной коллекции — самые сильные н в мире на сегодняшний день! И конечно «Наш МОАК» открыл в кукольное искусство двери всем желающим : теперь это увлечение стало широко популярным.

В любом деле есть фаза развития, подъема , равновесия, насыщения. Одновременно все движется по спирали с определенной периодичностью — так что кукольное дело бесконечно…интерес утихает и вновь вспыхивает.

Почему российские и особенно московские выставки так дороги по сравнению с большинсвомевропейских выствок? Будет ли цена повышаться и дальше или при каком то чудесном стечении обстоятельств выставки могут подешеветь?

Подешеветь мои выставки точно не могут, мы лично и так сдерживаем цены как можно и таким образом помогаем в целом регулировать ситуацию на рынке. В Москве дорога аренда и реклама. В Эстонии мне на организацию всей выставки в лучшем зале города, да с рекламой на центральном телевидении и улицах города, обходится в 15 тысяч евро. В Москве только за аренду на 4 дня Тишинки столько отдаем. Но в Москве лучшие продажи иогромное количество коллекционеров и посетителей, что приходит на московские мои выставки ( от 5 до 15 тысяч посетителей за 4 дня)

Я не организовывал выставки в Москве и мне сложно что-то сказать о ценообразовании в Москве. В целом мы видим постоянный процес обесценивания денег и наверное цены будут продолжать свой рост. Так происходит во всем мире. Для снижения цен есть фантастический вариант — как в сказке про Буратино))) За холстом волшебная страна…)

-Регулярные и частые выствки повышают уровень кукол в целом или могут уронить егодо ширпотреба?

Ширпотреб только в голове автора. От него только зависит что и как ему делать. где участвовать; Выставки, наоборот, поднимают уровень кукольника до ИСКУССТВА. Конечно, вопрос как минимум самоокупаемости выставок, для большинства очень важен. Многие решают его за счет сувенирной продукции, качество которой тоже может быть очень разным и иногда это действительно высокохудожественные вещи, как например у Иры Горюновой, у Марины Бычковой и у многих других талантливых авторов.

Дело не в выставках. Высокое искусство и сувенирная продукция всегда были есть и будут. На каждый товар есть свои покупатели и ценители. Как в комедии «Операция «Ы»… Подходи народ не скупись, покупай живопИсь! Широкая рекламная компания выставок привлекает новых посетителей , воспитывает и обогащает духовно аудиторию. Её, аудиторию, нужно постоянно растить, лелеять…

-Иногда среди кукольников мелькают разговоры на тему «если кукол на выставках не покупают или покупают мало, какой резон  участвовать ?» Как вы относитесь к такой постановке вопроса?

Опятьже…  резон должны находить сами авторы для себя. Я как организатор могу им предложить только популярность, работу на перспективу и узнаваемость своего имени. Это дело не быстрое. Иногда годами!  чтобы потом имя стало работать на автора. Сначала работаешь на имя, потом имя работает на тебя.

Есть авторы, которые, я знаю, просто хотят поддержать начинание в своем городе или стране и участвуют из патриотизма. Так много лет происходит в Уральской ассоциации художественной куклы. как было пару лет назад в Киеве. Ну и точно у нас в Эстонии, где мы недавнопровели первую выставку Куклы как искусство.  Светлана Ветрова и Яна Боева принимали участие в НУКУКУНСТ чтобы поддержать своими именами. Они первые и единственные были в Эстонии до моего появления тут три года назад. ( не считая театральных кукол)

Часто сталкиваюсь С искажением понимания выставки и отношением к ней участников. Особенно у молодежи. Некоторые считают, что пройдя краткий курс (5- 7 дней) и сделав 2 работы, можно начинать  их  продавать за 1-2 тысячи евро-долларов. Иначе какой смысл???  Те художники , которые стоят у истоков развития жанра искусства куклы, годами работали , самосовершенствовались и при жизни стали классиками. Молодежь хочет всего и сразу.

Выставка — возможность рекламировать себя.

Выставка учит общению , обогащает отзывами , наполняет эмоциями. Где еще вы сможете за 3-4 дня пообщаться вживую с десятком тысяч человек и показать свой труд? Увидеть реакцию (и позитив, и негатив) . А где , как не на выставке кукол, можно увидеть столько человеческих характеров? Глядя на кукол люди раскрываются и становятся похожими на детей.

Что касается продаж — я был участником выставки в Японии и перед началом с нами проводили инструктаж- как вести себя на стендах, как общаться ,как показать товар, и ГЛАВНОЕ- что нельзя делать!!!! Весь этот комплекс дает результат.

Многие участники выставок этого не понимают…

-На кого должны быть в первую очередь ориентированы кукольные выставки в идеале — на мастеров? на зрителей? на кукольное искусство в целом? Кто на выставках главный?

На выставке главный АВТОР! Он центр всего. На него идут посетители !

Все важны и все нужны. На входе написать «С плохим настроеним -вход ВОСПРЕЩЕН»

Надо сказать, что по сравнению со многими европейскими выставками, Московские и теперь Киевская и Таллинская, проходят с большим размахом, продуманно оформленны и сам выбор кукол очень и очень широк. Но как и западные коллеги, наши организаторы люди прежде всего увлеченные, которые и сами в теме, и куклы для них не только бизнес. Коммерческая составляющая здесь всегда идет рука об руку с культурной миссией, которая собственно и обеспечивает пресижность мероприятий. Без этой ключевой составляющей выставки рискуют превратиться в ярамарки. Которые тоже нужны, но это была б уже разговор на другую тему.

Приятно знать и о том, что все наши организаторы активно занимаются благотворительностью.

У спевшая завоевать огромную популярность в Украине и за нее пределами «Модная лялька» предоставляет бесплатные стенды для инвалидов, в рамках Салонов и всех остальных выставок, которые проводит Светлана Пчельникова, собираются средства для детей с сердечными заболеваниями (Нукукнст например собрал около ста тысяч благотворительных рублей). Ольга Лахина, один из организатором «Искусства куклы» иочень много времени уделяет приютам для бездомных животных.

И чтобы не завершать на пафосной ноте — чисто практическая ссылка от Светланы Пчельниковой — как и зачем участвовать в выставках.

http://flatcenter.ru/vistavky-moskvy/organizatsiya-vystavok.html?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs3MjExMzU7NDI1NjMwNzA7YmFiaWtpLnJ1Omd1YXJhbnRlZQ

«Часто борьба конкурентов на поприще «чей стенд круче» становится самоцелью. Клиенты сознательно или бессознательно понимают, глядя на стенд, для кого он (клиентов или конкурентов и себя любимых). Спрашивается, что клиентов греет больше? Ответ очевиден…»

Опрос для читателей (авторов кукол и посетителей кукольных выставок)

Надо выбрать три варианта ответов. Подробные результаты, кто какие варианты выбрал — не видны, виден только общий процент.

Open to: All, detailed results viewable to: None, participants: 104

Кукольные выставки для вас это…

Источник: