Арт-группа «Война» проигнорировала стремительно выигранную ею премию «Инновация»

В Гараже объявили результаты голосования жюри, которые должны были выбрать лучших в пяти номинациях на государственную премию в области современного искусства Инновация.

Для объявления лучшего произведения визуального искусства жюри (за исключением дам) вышло в полном составе.

Оказалось, что не все коллеги готовы произнести название произведения — мегарисунка, кинетического объекта… А вы можете произнести название этого произведения? — поинтересовался куратор Андрей Ерофеев у зала. В ответ молодой голос прокричал, быстро повторяя, словно ухая, известное слово из трех букв (но не из высшей математики). Правильно. Вы угадали! Победила группа Война! — завершил репризу Ерофеев, изящно избежав необходимости произносить название акции на публике.

Победители премию проигнорировали. Получилось, что арт-сообщество в лице экспертного совета и авторитетного жюри захотело проявить солидарность с радикальными художниками, а те эту солидарность послали подальше. И их позицию не назовешь непоследовательной. Еще в разгар дискуссий Олег Воротников, один из активистов Войны, сказал в интервью АртХронике: Это же премия, на которую мы не подавали заявку, это кто-то нас выдвинул. … Это им надо или нам? Нам — не надо. …Мы уже все награды получили: вот три месяца, потом еще, может, пять лет дадут.

Принимать премию или нет — выбор художников. Понятно, что образ бунтарей и мучеников премиальная поддержка вряд ли украсит. Но дело не только в этом. Они дистанцируются и от премии, и от доброхотов, очевидно, не только потому, что хотят сохранить социальное лицо, в данном случае — маргиналов вне системы. Не меньше, похоже, их раздражает, что их работа использована демонстрации независимости и радикальности. Типа сидеть, ребята, будете вы, а мы вас будем за это отечески похлопывать по плечу. А ребята в ответ: извините, не получится.

Понятно, самый интересный вопрос — почему за Войну арт-сообщество до победного билось… Про эстетические критерии (кинетическая скульптура, паблик-арт, перформанс, активизм и проч.) уже все всеми сказано. Но очевидно же, что разные представления о новизне в современном искусстве не повод для противостояния. Мало ли, что мне нравится больше Показательный процесс Ирины Кориной и безымянная 3D анимация-абстракция от Синего супа. Это в конце концов не повод стулья ломать или не уважать выбор жюри. Но вокруг Войны уже столько стульев сломано, что очевидно, что речь идет не только об эстетике. Вопрос в другом: способно ли современное искусство в России оставаться независимым, сохранять дистанцию — по отношению к власти и по отношению к капиталу. Это не вопрос радикальности и не вопрос существования современного искусства в стране. По сути, это вопрос возможности сохранения независимого общественного мнения.

С этой точки зрения, результаты премии выглядят неожиданно обнадеживающими. Если победителями премии, пусть и не государственной, как неожиданно уточнил Михаил Миндлин на церемонии в Гараже, но организованной ГЦСИ, могут быть названы радикальные акционисты Войны, с независимостью общественного мнения дела не так уж плохи. Пока по крайней мере.