Антисталинский плакат на фестивале «Пилорама» в музее ГУЛАГа «Пермь-36»

Выставка антисталинского плаката откроется в рамках фестиваля «Пилорама» в музее ГУЛАГа «Пермь-36». «Пермь-36» — это удивительным образом сохранившийся в первоначальном виде лагерь. Дело в том, что лагеря сжигали. Процесс был такой: заключенные вырубали участок леса, вокруг которого строили бараки, через какое-то время постройки сжигали и строили в другом месте. «Пермь-36» сохранился только потому, что это был лагерь, который сплавлял лес.

Сейчас «Пермь-36» — это место, куда съезжаются люди со всего мира. В прошлом году там была великолепная выставка, посвященная Освенциму. И это было весьма неожиданно: внутри сталинского ГУЛАГа жил гитлеровский Освенцим.

Атмосфера на фестивале «Пилорама», может быть, чуть-чуть ностальгическая. Там можно вспомнить время, когда диссиденты решали судьбу страны. Сейчас это немножко по-другому выглядит — поколение, которое туда ездит, постарело. Приезжает Ковалев, который в этом лагере сидел, который рассказывает, как он переправлял интервью через толчок. То есть главными героями этого фестиваля являются те живые свидетели, которые помнят ГУЛАГ как ГУЛАГ, а не как музей. Молодые, конечно, приезжают (в прошлом году на территории стояло около тысячи палаток), поскольку здесь играют рок-музыку. В прошлый раз программу придумывал Юрий Шевчук, в этот раз — Шнур.

У меня интересные, сложные чувства к фестивалю «Пилорама»: с одной стороны, это значительнейшее, важнейшее общественное событие, а с другой — это очень интересный фестиваль, который выстраивается не по логике куратора, продюсера, а по логике принадлежности к диссидентству. Неважно, какую ты музыку поешь, а важно — как и что ты думаешь.

Тем не менее, публика, которая приезжает на фестиваль, осторожная. Они, как и все наши диссиденты, блюдут чистоту рядов. Сомнительных вещей не принимают. Я предложил им познакомиться с антифа — это такая молодая поросль, которая бьется со скинами и фашистами. Но для них это слишком радикально. Но может быть, в следующий раз это неприятие молодых людей, которые диссидентствуют по-своему, они преодолеют.