Алина Сапрыкина: задача музея города – приглашать к открытому диалогу | РИА Новости

В Музее Москвы завершилась 10-я юбилейная конференция Комитета музеев городов мира (САМОС). Впервые в столицу приехали директора, кураторы, хранители и ведущие сотрудники 60 городских музеев из разных уголков земного шара, чтобы обсудить специфику развития таких музеев и перспективы международного сотрудничества. О значении конференции, итогах десятилетней работы CAMOC и о том, какими теперь становятся музеи города в интервью РИА Новости рассказала директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.

— Почему руководители городских музеев из России, США, Китая, Японии, Германии, Португалии, Турции и других стран решили собраться именно в Москве?

— САМОС — это самый молодой комитет в составе международного союза музеев ICOM и единственный из 172 комитетов, созданный по инициативе России. Уже десять лет назад было очевидно, что понятие «музей города» выходит за рамки профильного музея. И тогда на одной из конференций ICOM благодаря активной позиции Москвы и представительства ICOM в России было принято решение создать международный комитет, который объединит именно музеи городов. САМОС — комитет динамичный, ежегодно в него вступают более 100 новых членов. Конференции проходят каждый раз в новом городе: Берлине, Шанхае, Ванкувере, Рио-де-Жанейро, Вене, Сеуле. В этом году, когда голосованием принималось решение о выборе места юбилейной конференции, была выбрана Москва и Музей Москвы. Это большая честь для нас и уважение к нашей работе со стороны коллег со всего мира. Мы очень признательны министерству культуры РФ, Департаменту культуры Москвы и представительству ICOM в России за поддержку и консультации.

— Для Музея Москвы — это уникальный опыт?

— Полагаю, да. Редко в Москву приезжают музейщики со всего света для совместной работы. Открытием стала конференция и для участников: часть из них в Москве впервые, другие приезжали сюда десяток лет назад. Но все с большим интересом оценили те изменения, которые произошли как в Москве, так и в самом музее. За эти годы Музей Москвы стал не только крупнейшим муниципальным музейно-выставочным объединением, включающим в себя семь непохожих друг на друга музеев, но и поменял свое месторасположение, переехав в Провиантские склады, изменил концепцию своего развития.

Для нас ценно, что новые принципы нашей работы былиудостоены высокой оценки международного сообщества. Мы познакомились с другими музеями городов, увидели разные подходы к деятельности и поняли, что выбранный нами вектор — создание многофункционального музея, рассказывающего не только об истории столицы, но и отражающего самые актуальные вопросы дня сегодняшнего, а также обращенного в будущее — совершенно правильный.

— Тема конференции звучала актуально: «Память и миграция, город и его музей». Как этот вопрос отражается на работе городского музея?

— САМОС всегда затрагивает темы и смыслы, актуальные для всех. В разные годы лейтмотивами конференций комитета становились вопросы культурной и городской идентичности, развития в цифровую эпоху, индустриализации, взаимосвязи развития города и его музея.

Задача любого городского музея — открывать свой город совершенно разным людям. Мы должны разговаривать на одном языке с историками и москвоведами, со школьниками и старшим поколением, с коренными москвичами и туристами, с чиновниками и профессиональным сообществом. Здесь каждый должен найти что-то свое, атмосфера музея должна быть открытой, дружелюбной. Музей города — это точка входа в город, в его историю и настоящее. Во всем мире туристы, приезжая в новый город, идут в его музей. Так должно быть и у нас.

Количество приезжих и мигрантов, только официально работающих в Москве, по открытым данным превышает миллион человек. И мы должны показать им, что такое наш город. Мы сейчас говорим о том, что нужен постоянный диалог между горожанами. Любой крупный мегаполис — это синтез традиций и культур, языков и историй. Тема конференции попала в резонанс с самыми актуальными событиями в мире. В течение трех дней шел обмен опытом о работе городских музеев с горожанами и мигрантами, говорилось о подходах при похожих проблемах, обсуждались возможности совместных исследований на эту тему.

— У всех музеев одинаковый подход к этим вопросам?

— Это не совсем так. Но основные принципы действительно похожи. Городские музеи сегодня аполитичны при том, что социокультурно ориентированы — их задача показывать историю в развитии, с разных точек зрения, приглашать к открытому диалогу, объединять. С коллегами из разных стран мы говорили о том, что музеи призваны помочь адаптироваться человеку в новом городе, в новой культурной среде.

Так, куратор и исследователь из Италии Лейла Бетти рассказала, что по разным причинам Италия превратилась из страны эмиграции в страну иммиграции. Интеграция новых граждан проходит не всегда гладко, но Лейла отметила очень важный аспект — у политиков есть непонимание того, как подружить людей с разной культурой, оказавшихся в одном месте. В Италии есть очень интересный опыт, который мы, возможно, сможем использовать в Музее Москвы. Например, Морской музей Генуи создает экспозицию об истории миграции, причем гидами выступят «звезды», известные люди, сами в прошлом мигранты.

Старший научный сотрудник Термезского археологического музея Узбекистана, Джалалитдин Мирзаев отметил, что именно городской музей в современном мире выступает как как центр культурно-образовательной и туристической среды, который может стать основным фактором развития города. Саша Прис из Музея города Кельн говорил о том, что традиционное немецкое понятие Heimat (родина) должно становиться одним из ключевых понятий постоянных экспозиций городских музеев, что такие музеи в новом контексте призваны стать пространствами, отвечающими различным социальным запросам в эпоху социального и культурного разнообразия.

Дженни Чу (Япония) подняла в своем выступлении еще одну важную тему: рассказывать историю города надо не только как историю академическую, но и через воспоминания людей. Этот подход нам в Музее Москвы очень близок. Во многих последних выставках мы обращаемся именно к личным историям москвичей. О роли музея города как места связи культур, площадки для взаимодействия говорил и Николь ван Дейк из Музея Роттердама. Интересным был и опыт Сильви Дюран из Канадского музея истории МакКорда: в прошлом году они сделали выставку — музыкальную антологию, которая через звук рассказывала о самых важных моментах истории Квебека.

— Роль музея города радикально изменилась только в Москве? Или это мировая тенденция? Почему сегодня важны именно городские музеи?

— Все очень закономерно. Десять или 15 лет назад москвич просто шел в музей, смотрел картины, скульптуры, карты, макеты, съедал бутерброд в буфете и шел домой. Этого хватало, чтобы получить порцию «культуры» и причастности к истории родного города. Сегодня картинка совершенно другая. Во-первых, изменился сам город — он живет очень насыщенной жизнью. Другими стали сами горожане.

Кроме того, ежедневно в Москву приезжает все больше людей со всего мира и они хотят прийти в одно место, где им будет максимально понятно — какая история у этогогорода, чем он жил сто, двести лет назад, что волнует его жителей сегодня, какие они. Чтобы нащупать пульс культурной жизни Москвы уже недостаточно похода на Красную площадь, на Старый Арбат или посещения вечером Большого Театра.

Всегда интереснее поехать в какой-то город, особенно если он сильно отличается от твоего, и пожить немного в гостеприимной семье, а не в отеле. Современному человеку хочется не только увидеть что-то новое, но и почувствовать город как бы изнутри. Но для этого музей города должен быть не только комфортным, но и интерактивным, увлекательным, технологичным. «Иметь все приятное и что-то невероятное» — как говорят наши коллеги.

Конференция еще раз показала, что музей города, особенно мегаполиса, особенно столичного, — это глобальная площадка, которая становится отражением потенциала города. Музей может быть государственным, частным, автономным — любым. Но практически всегда это что-то большее, чем музей — он выходит за рамки традиционного представления о хранении и экспонировании коллекций. Теперь это и выставочное пространство, и исследовательский центр, и место общения горожан, и площадка пересечения инициатив, направленных на развитие и улучшение города. Такими становятся лучшие городские музеи в мире.

— Как оценивают ваши коллеги-музейщики перемены в Москве? Удалось ли вам показать им город?

— Деловая программа конференции, выступления, воркшопы, дискуссии составляли полноценный рабочий день. Но, несмотря на это, наши гости с большим удовольствием приняли участие в культурной программе. Мы провели подробную экскурсию по Провиантским складам —нашей площадке, которая поразила всех без исключения своей величественной архитектурой, рассказали о грядущей реставрации памятника, о наших идеи по обновлению, «перезагрузке» музея, которая готовилась два года.

Коллеги-музейщики посетили Большой театр и наш филиал — Музей археологии Москвы, первый в Москве подземный музей. Были мы и в Музеях Московского Кремля, в Еврейском музее и центре толерантности, а накануне Дня города гости стали первыми участниками нашего фестиваля «Музей и город», который проходил во дворе музея — с концертами, кинопоказами, вернисажами новых выставок.

Как отметили наши гости, они были удивлены доброжелательностью и гостеприимством, чувством стиля, профессионализмом и уровнем заданных дискуссий, а также тем, каким ярким, прогрессивным и современным городом стала Москва за последние годы. Для нас очень важно, показать, что Москва — передовой, удивительный город, уверенно развивающийся, разнообразный и очень открытый. Мне кажется, нам это удалось.

Источник: