Александр Павлов: «За рубежом России образ ярче…»

В Санкт-Петербурге хорошо знают творчество талантливого тюменца — заслуженного художника России Александра Павлова. Поклонники ищут и ждут встреч с его картинами. В последние годы выставки живописца проходят чаще за рубежом, но и там питерцам удаётся посмотреть работы полюбившегося мастера.

Встречи за рубежом — это стало своеобразной традицией. Я была на многих выставках художника, как в России, так и за её пределами. К сожалению, увидеть выставку в Париже не удалось. И вот я в загородной мастерской художника…

За окном белое поле свежего снега, в засохшей крапиве и репейнике копошатся снегири. Их алые бока напоминают об ушедшей осени с её изобилием яблок, запахом подмороженной полыни и тишиной сбросившего листву загрустившего леса. Хочется смотреть и смотреть на пейзаж за окном бесконечно… Фотографии на столе смотрятся вполне сюрреалистично — желтая листва платанов на набережной Сены, золото ивеличие моста Александра III, кружева Эйфелевой башни, интерьеры особняка с каминным залом, пейзажи русской природы…

— Александр Николаевич, это ваши картины на стенах роскошного зала?

— Да, на парижской выставке «Под вечным небом России». Сейчас это уже история и кажется фантастикой. Вся жизнь фантастична, но не все это видят и понимают. Каждый день не похож на предыдущий, но по-своему хорош и интересен. Вот прошёл всего месяц после моей поездки в Париж, но он был перенасыщен событиями. Под Новый год я успел провести в Тюмени ещё одну знаковую выставку в рамках фестиваля Дениса Мацуева. Это был праздник музыки и живописи.

— Выставки за рубежом — это экзамен художнику и ответственность. Согласны?

— Для меня поездка в Париж была своеобразным определением момента истины. До этого я показывал свою коллекцию в семи столицах Европы. В прошлом году — в Риме, ранее — в Мадриде, Лиссабоне, Вене, Праге, дважды в Будапеште. В Париже особое культурное поле. Художнику интересно посмотреть, как поведут себя его работы в новом пространстве, в новой энергетической системе координат. Да, были до этого крупные выставки, серьёзный экзамен Русского музея, признание, успех. Но для себя надо постоянно ставить всё более трудные задачи. Есть великие мастера, у которых можно многому научиться и многое познать. Но открываются знания не просто и не каждому. Как говорят — много приглашенных, но мало избранных, мало избранных, но ещё меньше посвященных.

— Честной. Лукавство здесь никому не нужно. Я ничего не навязываю зрителю. Делюсь с ним самым лучшим. Что-то могу пояснить, но не навязывать. Мои картины самимногое расскажут лучше меня, надо только им довериться. И здесь не нужен переводчик. Если к тебе подходит зритель, улыбаясь, и рукой показывает на сердце, то все понятно без слов в любой стране.

— Это были прекрасные зрители — и французы, и эмигранты, художники, скульпторы, галеристы, искусствоведы, известные политические деятели. Мы рассуждали о России, её культуре, о моей методике работы. Я не лукавлю, когда говорю, что мои принципы: правда, красота, добро. И одна из основных заповедей — не навреди. Искусство — очень сильная область человеческой деятельности, по своей психологии, эмоциональности, информативности. Есть приёмы манипулирования сознанием и подсознанием. Поэтому должна быть ответственность художника за свои произведения. Так поступали великие гуманисты, крупнейшие деятели мировой культуры. И, может быть, это одна из причин художественного, эстетического, этического долголетия их произведений. Любопытна реакция французского зрителя на мои работы. Им нравятся почти те же картины, что и россиянам. Привлекает не экзотика, а чувства и эмоции, заложенные в полотнах.

— Был только в Париже и Версале. Об остальном знаю по книгам. Я заочно влюбился в Париж и не разочаровался. Лувр с грандиозным собранием живописи, поэтичный Нотр-Дам, солнечный импрессионизм музея де Орсе, экстравагантность и конструктивизм Центра Помпиду, и, конечно, главная красавица Парижа — Эйфелева башня… Но что самое интересное, любая поездка за рубеж даёт мне новое понимание своей страны, Родины. Видишь там прекрасное и вспоминаешь прелесть родного дома. В душе возникает ощущение уникальности мира, жизни. Это не только мои впечатления. Почему-то для нас за границей образ Родины ярче, трогательнее, объемнее.

Нина Стулова.

Источник: