Александр Лобычев: такого интереса к России уже не будет

Китай, издавна уделявший внимание развитию культуры и искусства, активно приглашает российских художников к сотрудничеству. Их современная культура выросла на советском изобразительном искусстве. Многие китайские художники, которые сейчас определяют политику, учились в московских, ленинградских ВУЗах.

— Здесь сохраняется академическая подготовка на высоком уровне. Сейчас же во всем мире победил постмодернизм и способности западных художников оставляют желать лучшего. Часто человек, не найдя себя ни в одной из отраслей, берет камеру, снимает видео и преподносит свой результат как актуальное искусство.

— Активно проводятся инсталляции, перфомансы, хэппинги. Все эти формы отличает зрелищность, но здесь, как и везде, необходим талант и воображение. Есть люди, которые преуспели на этом поприще. Я хочу сказать, что сейчас широко распространилось мнение, что современное искусство не требует профессиональной художественной подготовки.

За все эти годы у меня сложилось чувство, что искусство наших мастеров — самое интересное. Сейчас во Владивостоке собрался отряд сильных художников, которых отличает прекрасная подготовка и все они совершенно не похожи друг на друга. Люди постоянно посещают их выставки, и количество ценителей исчисляется сотнями. Они любят художников и прекрасно разбираются в их творчестве. Но, увы, у ценителей искусства зачастую нет денег, а то и стен, на которые можно вешать работы. Есть много умных и интеллигентных  людей, чьи покупательские способности невысоки, но именно на этих ценителях и держится интерес к искусству.

— Назовите имена наиболее востребованных художников и скажите, с чем, по вашему мнению, связан их успех?

Говоря о востребованных художниках, вы исходите из понятия «коммерчески успешный». Это не совсем правильный подход, коммерчески приемлемый – это один из критериев оценки творчества. Покупают работы Черкасова, Осиповых. У Александра Бондаря не было ни одной персональной выставки, но его работы пользуются большим спросом. В основном, он пишет натюрморты и изредка обнаженную натуру.

Вкусы у публики традиционные. В основном, покупают не произведение искусства, а просто красивую картинку для интерьера, в подарок… Задача нашей галереи – несколько изменить подход людей, расширить их вкусовой диапазон, чтобы кроме видов Золотого Рога, они приобретали и другие, возможно, немного более странные работы. Например, произведения Олега Подскочина, который работает в манере старых мастеров. Он своеобразно интерпретирует сюжеты из античной и библейской истории. Его работы сильные и выразительные, но они оказывают на людей определенное воздействие, из-за которого они не решаются вешать подобные картины дома. Покупатели предпочитают брать красивые, но нейтральные вещи.

Иногда у нас покупают до 20 работ, но это успешные продажи практически невозможно прогнозировать. Бывает, что проходит замечательная выставка, картины идут по приемлемым ценам, но их почему-то не берут.

Есть художники, которых очень любят и ценят, но, возможно, не так активно покупают. К примеру, Владимир Погребняк, который работает в несколько примитивистской манере и обладает своеобразным чувством юмора.

Для художника важно иметь базу и профессиональные умения, но этим дело не ограничивается. Перед тем, как создать кубизм как явление, Пабло Пикассо рисовал как Рафаэль или Леонардо да Винчи. И люди, которые имеют чувство композиции и цвета, картины видят профессиональную подготовку Владимира Погребняка. Просто важно понимать, что он делает наивное народное искусство. Так же, как Евгений Макеев, Олег Подскочин, Рюрик Тушкин, Лидия Козьмина.

Как я уже говорил выше, сейчас целая команда художников достигла творческого расцвета в возрасте 40 -60 лет. Но у них, увы, пока не выросла смена. С чем это связано? Часто люди, закончив училища, академии, прекращают заниматься творчеством, сочтя это дело неперспективным.  Печальная тенденция имела наиболее яркое выражение в 90е годы ХХ в., когда молодежь уходила в рекламу, программирование, менеджмент и оставляла свою творческую деятельность. Результат налицо: не выросло поколение молодых художников. Скажем так, в развитии образовалась брешь, и у наших художников нет преемников. А ведь сейчас те люди, которые забросили творчество двадцать лет назад, могли бы достигнуть творческой зрелости.