Альбом в поддержку Pussy: политизация живописи

Каким-то волшебным образом в России, где за организацию выставок, вольно трактующих религиозную символику, судят, вышла книга, в которой много антиклерикальных работ.

В альбоме Алека Эпштейна «Искусство на баррикадах» собрана большая подборка произведений, созданных в поддержку Pussy Riot. Наверное, это первая книга о российском искусстве, в которой очевидно показана обратимость формулы Анатолия Осмоловского «как политические идеи становятся формой». Но об этом чуть позже.

Презентация альбома состоится 10 августа в Галерее Гельмана на Винзаводе в 18-00.

Этот альбом является своеобразным продолжением книги Алека Эпштейна об истории арт-группы «Война», выпущенной издательством «Умляут». «Искусство на баррикадах» хорошо напечатано, издателем книги значится Виктор Бондаренко. Ни выходных данных, ни копирайта в книжке нет. И отличается от «Тотальной войны» и по тону, и по духу.Если книга про «Войну» подводила итоги, ставила надгробный памятник на состоявшемся явлении, то «Искусство на баррикадах» без страха смотрит в будущее, раскрывая целую палитру практик художественного активизма, усиленную цветовым взрывом Pussy Riot. Состав художников пестрый: от статусного Давида Тер-Оганьяна и медийно раскрученных карикатуристов (Елкин, Иорш) до никому не известных авторов случайных интернет-коллажей. Художники, которые вряд ли смогли бы выставиться на одной выставке, оказались в одном каталоге, потому что их объединило событие – акция в ХХС и последующее жесткое преследование участниц группы Pussy Riot.

По форме «Искусство на баррикадах» — социологическое исследование феномена Pussy Riot, избегающее искусствоведческого анализа и проиллюстрированное произведениями в поддержку Pussy и фотографиями с акций в поддержку. Это выглядит вполне оправданным — непонятно, как внутри искусствоведческого дискурса скрепить между собой фотожабы случайных авторов с рафинированным концептуальным абстракционизмом Галкиной, Тер-Оганьяна, Шуваевой. Хотя это можно представить: художники-концептуалисты любят использовать случайное, найденное в Сети, выстраивать с этими «неограненными» объектами какие-то сложные отношения, демонстрировать дистанции. Гораздо удивительней видеть в одном альбоме работ художников разных направлений и уровней, которых в других условиях вряд ли можно увидеть на одной выставке.

Однако просмотр каталога создает вполне цельное ощущение. Буйство локальных цветов объединяет все иллюстрации в единое поле, как будто бы в подтверждение высокой потенциальности идеи с цветными платьями и масками, соединенными с анонимностью, которая была отмечена Анатолием Осмоловским, когда он одобрительно поддержал акцию в ХХС. Уверенно использовав локальные цвета в политической акции, девушки совершили мощное символическое действие. Они как бы перенесли знак высокого авангарда в политическое поле и тем самым ввели в живописный дискурс понятие политического. До этого в России этого так убедительно никто не делал. Сходных эффектов добивались лишь акционисты. Материал книги Алека Эпштейна убедительно показывает, что Pussy Riot политизировали живопись. Широкий спектр работ представленных в альбоме дает ответ, как это сделано.

Основатель московского акционизма Анатолий Осмоловский в интервью «Артхронике» по поводу истории с арестом девушек отметил, что в жесте «Пусси Райот» сливаются в один пучок не только два казавшихся разорванными поколения российского акционизма девяностых и десятых годов, но и опыт американской постживописной абстракции, которая вернула в живопись авангардную стратегию работы с локальным цветом. Отнесшись достаточно настороженно к акциям арт-группы «Война», Осмоловский дал Pussy Riot самую высокую оценку. Оптика постживописной абстракции позволяет по-иному смотреть на альбом работ в поддержку «Пусси Райот». Некоторые из представленных в альбоме художников едва ли не впервые в своей карьере стали работать с локальными цветами, для кого-то это магистральный творческий метод, и в сюжете Pussy Riot они лишь политизировали привычный живописный метод.

Но сам факт выхода альбома, прыскающего в лицо всеми цветами, — убедительно подтверждение, что постживописная абстракция – актуальная форма не только отображения, но и преобразования реальности. Изображения «Пусси Райот», где художники отказываются от локальных цветов в пользу более изощренных живописных конструкций, как правило, проигрывают как в содержательном, так и в суггестивном плане, и наоборот. Это хорошо видно на примере графики Виктории Ломаско, которая удачно добавляет локальные цвета в строгую черно белую графику. Это отметил внимательный Игорь Гулин, описывающий, как эволюционировала графика художницы во время работы над «Хроникой сопротивления», рассказывающей о московских митингах: «Рисункистали гораздо отточеннее и разнообразнее: появился цвет, сначала красный, как идеологически маркированный, а потом и другие, как признак политической весны, новой фазы протеста». Этот эффект виден и по инсталляции Джанян и Кнедляковского «Белая линия» или чудесной иконе на рекламном лайтбоксе, «случайно» сфотографированном ночью Артемом Лоскутовым, которые тоже явно содержательно выигрывают из-за цветовой лапидарности. Формальный прием современной живописи становится выразителем политической идеи. Буйство локальных цветов становится политической позицией.

Анализируя, как цвета Pussy преломляются в произведениях других авторов, вряд ли можно говорить о том, что все работы объединены формальным живописным приемом, – скорее альбом дает хороший массив визуальной информации о том, как политическое действие может конвертироваться в художественное произведение. Встает и вопрос: насколько актуален искусствоведческий анализ?

Pussy Riot сознательно размывают границы между политическим и эстетическим, согласно рецептам Беньямина политизируя эстетику до предела, до полного неразличения. И вот мы видим, как локальные цвета постабстракционистов трансформировались в радужный флаг, и понимаем, что дорогу назад в крезовую благодать автономии искусства уже нет. Художники вышли из теплых и уютных мастерских и оказались открытом социуме и холодок бодрит, заставляет забывать об искусстве и всем, что с ним связано. Сам Эпштейн призывает к социальному анализу, а не к искусствоведческому: «В будущем совершенно необходимо проанализировать деятельность «Pussy Riot» в контексте релевантного феминистского и квир-дискурса».

Политико-социальный бэкграунд в книге прописан куда тщательней и системней. Что, впрочем, неудивительно: Алек Эпштейн – известный российско-израильский политолог и социолог, автор 19 книг. Некоторые цитаты, которые могут помочь понять общее настроение и содержание книги: «В нынешней России несоизмеримо проще признаться в ненависти к вертикали власти, столько лет выстраиваемой режимом с таким усердием, чем в атеизме или даже агностицизме». «Парадоксальным образом, символами атеизма и богохульничества оказались люди, в ходе своих акций ни слова не сказавшиени против религии как таковой, ни против христианства в целом, ни против православия в частности. «Государственное телевидение смещает акценты от слов «Путина прогони» к якобы поруганному образу Богородицы».

В книге есть целая глава, посвященная анализу такого использования образов Богоматери, которое радикальные православные не могли бы не посчитать кощунственными. В частности говорится, что участницы Pussy Riot реконструировали образ Богоматерь и наполнили его гражданским содержанием в противовес западноевропейской иконографии: «Мадонна Смиренная» — «Мадонна во славе научит драться, феминистка Магдалина пошла на демонстрацию». Немало интересных фактов про храм Христа Спасителя. Приводится прейскурант платных услуг на аренду, в частности непосредственная реклама проведения в храме концертов с использованием звукоусиливающей аппаратуры.

Будучи несколько скороспелым (что вполне оправдывается тактической необходимостью), альбом должен как сослужить хорошую службу в кампанию поддержки девушек, так и стать ценным памятником художественного активизма (артивизма). Хотя второе, надо признаться, пока не так важно, как первое.

Источник: