Абстрактные сны о сверхреальности

В мастерской Ольги приглушённый свет и такая же музыка, накидки, шали, маски, скамья с гнутыми ножками и на стенах большие распечатанные фотографии — портреты дочери и молодых женщин. Сама фотохудожница ведет себя в формате интерьера — говорит тихо, плавно, почти не жестикулирует, слегка склоняет голову набок и глядит чуть вбок.

— Я специализируюсь на портретной фотосъемке, — поясняет Ольга, — а героинями моими чаще всего становятся женщины после тридцати. Или около того.

Зато портреты Ольга делает самые разнообразные, на её сайте предлагаются фотосессии в стилях художественный, детский, деловой портрет, обнаженная натура, семейная и рекламная фотосъемка. Среди прочих героев Ольги есть и новгородские знаменитости — ансамбль «Сорока», актеры, новгородский дирижер Александр Карельштайн, мэр Юрий Бобрышев и многие другие. Что принципиально — профессиональных моделей среди них нет. Их Ольга не приглашает, и это отнюдь не гордость или предубеждение.

— Так сложилось, что я вообще очень редко предлагаю людям свои услуги фотографа. Случается, вижу очень красивых моделей, удивительно прекрасных, но стесняюсь к ним подойти, — сожалеет художница. —  Сфотографировала мысленно — и пошла дальше. Люди приходят ко мне сами, и в каждом из них есть что-то свое, очень интересное и красивое. Приятно, когда в процессе съемки эти качества начинают раскрываться, раскручиваться, человек входит в образ.

Сейчас фотосъемка для Ольги Осиповой — профессия, которая, как часто бывает, выросла из хобби. Все началось 14 лет назад, с фотографирования своих детей, а потом остро дало о себе знать желание совершенствоваться в фотографии и нежелание работать по профессии — провизором.

— Ох и не хотелось мне тогда в аптеку идти, — смеется Ольга. — Ведь женщине надо и работать, и уделять время семье, на хобби минутки свободной не остается. Я подумала, незачем отказываться от того, что мне по-настоящему нравится, и постепенно переформатировала хобби в дело, которое будет приносить мне доход.

По признанию художницы, самая главная черта для модели — отнюдь не красота, а раскованность и пластика, умение не обращать внимание на камеру. Что же касается красоты, женское тело всегда прекрасно, уверена Ольга. И мужское тоже.

— Мне часто приходится спорить со своими моделями, особенно когда я снимаю ню, — рассказывает художница. — Я вижу её прекрасной, а ей кажется, что это недостаток фигуры. Бывает, удается переубедить, бывает, нет. В любом случае обнаженную натуру я снимаю только так, как того хочется самой женщине. В такой работе все должно происходить по взаимному согласию, ведь она очень интимная. Мне кажется, что съемки в обнаженном виде — это самая настоящая психотерапия.

Модели бывает трудно расслабиться перед фотообъективом, но и фотографу порой бывает непросто по ту сторону камеры. Если следовать философии Ольги Осиповой, то каждая фотосессия — это маленький акт любви. Фотографировать человека и не быть в него хоть немного влюбленной — практически грешно. Не будешь следовать этому правилу — не получится ровным счетом ничего.

Ольга не зря обмолвилась, что она — вне тусовки новгородских фотографов. Художница каким-то удивительным образом умудряется стоять особняком, если не от всего мирского, то от всего несущественного точно. С одной стороны — это добавляет романтизма, с другой — мешает.

— Я хоть и занимаюсь портретом, но все же мечтаю больше времени уделять человеку не в студии, а в своей среде — в городе, в профессии. Но пока не всегда получается. В первую очередь, потому что вторгнуться в личное пространство человека для меня очень сложно, так что подсмотренных, как я их называю, кадров у меня не очень много. Зато они особенно дороги. В основном это снимки из тех времен, когда я вместе с другими учениками фотошколы слонялась по Питеру и снимала-снимала-снимала. Мне за эти снимки не стыдно, но пока работы лежат в личном архиве.

— Ольга, вы говорили о любви к моделям, но ведь через вас проходит столько людей, мыслимо ли всех полюбить?

Не так давно в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли прошла выставка Ольги Осиповой Deja vu. Уже виденное или увиденное вновь? В данном случае лучше подходит второй вариант перевода.

Фотографии, выполненные во вполне знакомом жанре портрета, благодаря антуражу, созданному художницей, вызывают сложные эмоции. Ощущения грусти, радости и полноты жизни, которая ежедневно струится вокруг нас. Писать о творчестве Ольги тоже сложно — фотографии все сами говорят за себя. Многие, представленные на выставке, были выполнены Ольгой совместно с визажистом Анной Сомовой.

— Фотография «Цвет граната» — это Анина задумка. Иногда мне кажется, что этот образ она увидела во сне, а я лишь попыталась его воплотить, — делает комплимент Ольга. — Вообще я очень довольна этой выставкой. Они ведь и делаются для того, чтобы разобраться, сходишь ли ты с ума, это твоя забава или видения твои? А потом надо двигаться дальше, причем обязательно с нуля, как бы ни было трудно, все взять и обнулить.

— Идей много, в голове рождаются необычные картинки, наполненные странными предметами, которые не вызывают прямых ассоциаций, но в то же время пробуждают новые образы. Это сюрреализм, это антиистория.

— Ну что вы! — возражает она на такой вопрос. — Просто я понимаю, что и снимки, и зеркала — это не совсем правда, это интерпретация, то, как увидит вас автор. Кроме того, фотография — это обязательно удачное освещение и зеркала, если у мастера хороший объектив и свет правильно выставлен, то фото, скорее всего, будет благоприятным. В то же время фотография должна жить, она может влиять на судьбу модели. У меня был случай, когда молодой человек увидел девушку на фотографии и захотел познакомиться. Мне очень приятно, что эти снимки делала я, потому что они отражали в первую очередь не внешние черты, а внутренние, характер её, и это было именно то, что молодой человек хотел увидеть в своей девушке. Теперь они живут долго и счастливо.

— Женя удивительно русская по духу! Для этой фотосессии она специально купила народное платье, одела своего сынишку и мы отправились в Витославицы. Это был настоящий русский стиль, никакого модерна, никакого арт-поиска. Одно слово — Алёнушка.

— Очень. Даже есть такое понятие, как русская фотография. Вообще любой снимок — это определенная философия, а поскольку у нас есть свой менталитет, то он и отражается в снимке. Я почти всегда могу определить, русская фотография или нет, лаже если это фото из дорогого гламурного журнала. Хотя словами все очень сложно выразить. Считаю, что у меня получаются вполне себе русские фотографии.

Ольга Осипова смущенно улыбается, склоняет голову и смотрит чуть в сторону, может, она думает о сюрреализме, а может, о своих детях: не угадать, ведь это вполне себе русский фотохудожник.

По мнению Ольги, это один из самых её лучших портретов. Снимок был сделан около 14 лет назад, в Санкт-Петербурге, в годы обучения в фотошколе.

— Был у нас преподаватель Сан Саныч, отличный, он нас многому научил, но иногда ему надоедало с нами возиться, и он просто оставлял нам фронт работ и засыпал. И вот однажды он просто включил нам лампочки, достал какие-то непонятные штучки, насадки надел на фотоаппарат и все — пошел спать! Мы стали дурачиться, а у меня в тот день каким-то чудом получился портрет, которым я до сих пор больше всего довольна. Может, потому что это была живая фотография, снятая на пленку и напечатанная вручную. Кстати, именно её я по окончании обучения отдала на отчетную выставку. Удивительно, но эта фотография никак не была оценена Сан Санычем. Он просто посмотрел и никак её не прокомментировал. Мне до сих пор непонятно, отчего? Зато с тех пор Ира, моя подружка, которую я и запечатлела тогда, стала любимой  моделью всей нашей группы. У неё потом у самой не стало времени, чтобы учиться снимать, постоянно приходилось позировать. Эта фотография сейчас выставлена у неё в доме, и для меня этого достаточно. Я уверена, что домашняя выставка ничем не хуже музейной.

— Для того чтобы фотография получилась хорошей, модель прежде всего нужно раскрепостить, а сделать это порой ох как непросто, особенно если фотографироваться пришел не профессионал! Я хоть и стою по ту сторону кадра, но понимаю, как тяжело приходится человеку, когда его фотографируют. Это такой зажим! Помнится, когда я ещё серьезно не увлеклась фотографией и работала в одной из фирм Петербурга, я и другие сотрудницы получили от коллег мужчин подарок на 8 Марта — фотосессию. Большего стресса я не испытывала никогда в жизни. В итоге получилась одна фотография, которая мне понравилась, но подарили мне почему-то другую. А на ней была не я, просто девушка в красивом платье, как будто из журнала мод. И я ушла ото всех и плакала. С тех пор я не люблю, когда меня фотографируют, однако могу поделиться советами, что надо делать, чтобы получить как можно больше удовольствия и от процесса съемки, и, конечно, от результата.

Во-первых, хорошая фотосессия не может длиться менее трех часов. Часто так бывает, что именно к третьему часу модель привыкает к фотографу, раскрепощается, и вот тогда начинают получаться самые прекрасные кадры. Мне многие девушки сами признавались, что скованность у них проходила именно после двух часов работы.

Во-вторых, идеальный вариант, когда в процессе съемки модель не обращает внимания на фотоаппарат и не смотрит в кадр. Это сложно, но чтобы этого добиться, можно думать о чем-то приятном, говорить с фотографом на отвлеченные темы, слушать музыку, да представлять, в конце концов, что это не лампа светит тебе в лицо, а летнее солнышко, ну или луна.

Кроме того, когда модель чувствует себя скованно, у неё автоматически напрягаются губы, а это очень заметно в кадре. Поэтому, в-третьих, чтобы расслабиться на съемке, обязательно подышите ртом, это скорректирует линию губ и добавит чувственности.