24 февраля 2010 года в Кировоградском областном художественном музее открыта экспозиция, посвященная 350-летию со дня рождения выдающегося политического деятеля Украины и ее верного и любящего сына, гетмана Павла Полуботка, сообщает интернет-издание «FotoInform» .
Цель выставки – в условиях сложных реалий нашей современности привлечь внимание общественности, в первую очередь – молодежи, на жизненном пути и мужественном гражданском поступке одного из патриотов Украины, который, будучи обреченным в тогдашних условиях на поражение, и осознавая это, до последнего отстаивал права и свободы украинского народа, став навсегда примером для настоящих патриотов Украины.
Жизнь Павла Полуботка вплетается в историю Украины одной из самых трагических ее страниц. Истинное прочтения этой страницы и реабилитация светлой памяти об одном из самых преданных патриотов нашего государства – необходимость, порожденная многолетним осквернением нашей истории, когда любовь к родной земле, стремление служить своей Родине воспринимались как враждебность, коварство, национализм (в негативном смысле).
Вот как охарактеризован Павло Полуботок в уважаемых изданиях советской эпохи: «…старшинская верхушка во главе с Полуботком прежде всего имели целью узкие классовые эксплуататорские цели – укрепить привилегированное политическое положение украинской старшины и обеспечить за ним монополию угнетения трудящихся Украины» (УСЭ), «… украинские дворянско-буржуазные историки в основном идеализировали Полуботка, затушевывали классово-крепостническую направленность его политики…» («Шевченковский словарь»). В принципе, в таком ключе Полуботок представлен почти во всех исторических трудах последних десятилетий. И ни слова о том, что он любил Украину и ради нее сознательно пошел на пытки и смерть. Понятно, что он был состоятельным человеком и умножал свои богатства. Но кто тогда (как и сейчас) не пытался их умножать? Это было необходимым условием выживания в те суровые времена.
Павел Полуботок родился примерно в 1660-м году и происходил из старинного казацкого рода. Причем следует отметить, что в то время в Украине люди выходили на более высокий жизненный гребень в основном самостоятельно, благодаря собственной энергии, сообразительности, храбрости. Его отец Леонтий был черниговским сотником, далее – переяславским полковником, во время гетманства Мазепы потерял и власть и имение. Итак, сын выбивался вверх сам, был избран черниговским полковником, а когда 1708-м году казаки собрались на совет в Глухове выбирать гетмана, они предпочли выбрать Полуботка. Но Петр решительно возразил и отдал гетманскую булаву стародубскому полковнику Скоропадскому.
Это был период безжалостного наступления со стороны России на казацкие вольности, подчинения в военных походах украинского войска российским генералам, отмена выборности старшин в полках. Истощали и обескровливали украинское сообщество бесконечные военные походы и каторжные работы на каналах. Об одном таком походе на Ладогу при участии Павла Полуботка находим сведения в тогдашних документах. Казаки шли на канальные работе зимой, тремя партиями в количестве двенадцати тысяч человек. Одну партию вел Павел Полуботок, вторую – генеральный хорунжий Иван Сулима, потомок знаменитого гетмана Ивана Сулимы. Это был адский поход в метели, бураны, по бездорожью через леса и боры; казаки прочь обносились, распродали за продовольствие оружие, волов и лошадей, одежду, замерзали и умирали от болезней, в первую очередь простудных. Из этого похода не вернулось более трети казаков, погиб и Иван Сулима. Растерянная старшина посылает гонца вдогонку Полуботку, который уже был на Валдае, с просьбой посоветовать, что им делать. Полуботок отписывает, что хоронить здесь Сулиму нельзя, потому что «в этом краю и имени его никто не вспомнит… велю надлежащий гроб сделать, в который тело положить … и снарядив так, отправь его милость до господа». Далее отдает ряд печально-необходимых распоряжений и советов.
Письма Павла Полуботка, его универсалы, оставленная им «Кроничка» (хроника событий) свидетельствуют, что это был человек высокообразованный (учился в Киевской академии, знал иностранные языки, любил поэзии), сдержанный, мужественный, последовательный в мыслях и поступках. Поэтому не удивительно, что когда гетман Скоропадский, не выдержав антиукраинской политики Петра I, оказался в 1722-м году на смертном ложе, повел до выборов нового гетмана наказным гетманом Павла Полуботка. Сенат утвердил это решение, Петр тоже. Однако царь давно задумал ликвидировать гетманство, и потому согласия на избрание нового гетмана «свободными голосами» не давал, всячески затягивая.
А тем временем заработала, внедренная в Украине царским указом, Малороссийская коллегия во главе с президентом генералом Вельяминовым, которому отдавалась вся полнота власти, гетманский совет отменялся, гетман имел право лишь совещательного голоса. Оказавшись над национальной пропастью, Павел Полуботок во всю силу своей мощной, целенаправленной энергии включился в борьбу. В частности Петру отправлено статьи, заключенные при избрании Скоропадского на гетманство, в которых говорилось о необходимости соблюдения украинских прав и вольностей, и которые подтвердил своей резолюцией сам Петр. Но наступление на эти самые «права и вольности» продолжается и Полуботок шлет царю одну депутацию за другой (под Дербент, в Москву, Петербург) с письмами, подписанными генеральной, полковой и сотенной старшиной Украины. Однако со временем становится ясно, что пользы от того – никакой. К тому же люди стали отказываться ехать к царю, боясь наказания. От Полуботка начали отворачиваться, даже зять его Яков Маркович пытался десятой дорогой объехать двор своего тестя, перед которым совсем недавно преклонялся.
С Вельяминовым Полуботок начал конфликтовать с первых дней приезда того в Украину. Он запротестовал уже против рассмотрения коллегией первые жалобы крестьян села Витемли, ведь дело не рассматривал ни полковой, ни генеральный суд. Полуботок разослал свой универсал, в котором приказывал: «Если кто-нибудь на кого-то подаёт апелляцию или другие просьбы, то каждый раз должен обращаться к полковнику и от него требовать решения». Вельяминов в свою очередь пытается запретить Полуботку отправлять универсалы, из-за чего между ними часто вспыхивают ссоры.
Полуботок едет в Петербург и 3 августа 1723-го года дает царю еще одну «челобитную», в которой вновь просит отозвать Малороссийскую коллегию, заменив ее генеральным судом из семи человек, вернуть отобранные «права и вольности казацкие грамотой царя Алексея Михайловича за гетмана Богдана Хмельницкого утверждённые и от самого его императорского величества при постановке на гетманство Скоропадского конфирмованные». Полуботок боролся методами легальными, пытаясь склонить на свою сторону влиятельных людей, убедить. Писал множество писем, петиций, «челобитных».
Чтобы выиграть время, а также окончательно удостовериться, что со стороны украинских войск нет никакой угрозы, усыпить бдительность призванных в Петербург старшин, Петр петиции принимает, оказывает украинцам все признаки уважения, приглашает на банкеты, даже сам приезжает в гости к Полуботку. И, одновременно с этим, снаряжает в Украину свое доверенное лицо – майора Румянцева – для сбора «компромата» против Полуботка. Среди других распоряжений, Петр отдает и такое: добыть свидетельство о переписке Полуботка с запорожцами (какая страшная «вина»!).
Накануне тайная канцелярия начала следствие над Полуботком, Чарнишом и Савичем. Сначала оно велось в основном относительно администрации: кому и за что предоставлены поместья, куда потрачены те или иные деньги, почему назначен на ту или иную должность такой то старшина, а когда Румянцев предоставил собранный «компромат», Полуботку было объявлено обвинения в государственной измене. Его и других обвиняемых арестовали прямо на улице. Современники тех событий свидетельствуют, что непосредственной причиной к тому послужило вручение Петру через канцеляриста Ивана Романовича еще одного письма, написанного украинскими старшинами на реке Коломак, с теми же просьбами выборности гетмана и сохранения самоуправления в Украине. Это письмо вызвало у царя ярость, он начал топать ногами и приказал срывать с украинцев сабли.
После этого было проведено множество арестов по всей Украине. Начались допросы, пытки. Основными обвинениями были: связь Полуботка с мазепинцем Пилипом Орликом, а также отправка в Украину инструкций-советов, которые касались тех, кого допрашивал Румянцев (о тайной миссии Румянцева украинцам удалось узнать от кого-то из членов сената). Но фактически доказательств относительно «предательства» Павла Полуботка не было никаких, был «компромат», привезенный Румянцевым, а именно – бытовые жалобы, преимущественно завербованных Румянцевым, свидетельства о гаданиях некой вдовы, которая предсказывала Полуботку гетманство, и т.п. Но есть на свете человек на высокой должности, которым были бы довольны все?
Пытки, которым подвергали Павла Полуботка и его товарищей, были ужасны. Людям делали на теле надрезы, закладывали туда серу и поджигали ее, прикладывали к телу раскаленное железо, выламывали руки. Полуботок держался мужественно. Свидетельством мужества и высокого патриотизма этого человека есть в частности речь Полуботка, произнесенная перед царем, в который он упрекает Петра за его азиатскую политику по отношению к Украине, которая разрушает исконные украинские вольности, традиции и обычаи, призывает царя вести себя не как азиатский тиран, а как европейский монарх, вспомнить о суде Божьем, который никого не обойдет.
Реакцию царя предугадать нетрудно. Из Петропавловских подземелий Павло Полуботок уже не вышел. Кончил он свою жизнь в конце 1724-го года, будучи замученным. За что? За то, что хотел отстоять последние вольности украинского народа, за любовь к родной земле. Как справедливо пишет Н. Костомаров: «Полуботок был одной из жертв, принесенных для государственных целей…». Добавим – для государственных целей российского царизма по уничтожению Украины.
В экспозиции представлены Указ Президента Украины № 47/2010 от 21 января 2010 года «О мерах по увековечению памяти Павла Полуботка» и многочисленные научные труды по истории Украины, которые освещают жизнь и деятельность Павла Полуботка. Присутствует и интересный иллюстративный материал (в основном копии и репродукции), в частности – репродукция картины И. Н. Никитина «Гетман Павло Полуботок», изображение сцены разговора гетмана с царем Петром I в Петропавловской крепости, почтовая марка с изображением Павла Полуботка, цветная репродукция герба гетмана и фотокопия памятной доски, установленной ему в Чернигове. Обращают на себя внимание и две медали с изображением Павла Полуботка, которые являются составной отдельной серии «Гетманы Украины», выполненной замечательным художником-земляком, скульптором и медальером Андреем Нименко.
Кировоградский областной художественный музей достойно почтил память великого сына украинской земли.