Весенний антикварный салон, хотя и не так выразителен, как осенний, все же имеет определенные достоинства. Считающийся подарочным (он обычно открывается за неделю до 8 Марта), нацеленный на ювелирное декоративно-прикладное искусство, салон может иной раз преподнести и сюрпризы, и даже курьезы. И их нужно суметь рассмотреть среди обилия всегдашней бронзы, серебра, фарфора, бижутерии и живописи прошлого и позапрошлого веков разной степени зареставрированности.
К примеру, несколько непрофильную для своего собрания «амазонку» представит галерея «Русский авангард 10?30?х годов». Речь идет о «Портрете крепостной крестьянки» работы знаменитого Алексея Венецианова, художника первой половины XIX века, считающегося мастером русского бидермейера.
Оставив в стороне вопрос о музейном качестве работы, пока можно сказать одно: в поисках интересных вещей дилеры стали выходить далеко за пределы своих устоявшихся специализаций. То есть поисковик рынка ширится. Он расширяется еще и благодаря появлению сводов документации о художниках. Так, например, галерея «Мастера» к выходу первого каталога-резоне Николая Сверчкова подготовила экспозицию его картин. Сверчков ? специалист по тройкам и племенным рысакам, был любимым художником Александра II и Александра III. Его портреты лошадей вешали у себя и советские маршалы Буденный и Ворошилов. У живописца лошадиной темы на все времена и сейчас имеется немало поклонников, разыскивающих его по аукционам и распродажам. Надо думать, каталог им и послужит как руководство по отбору аутентичных, племенных Сверчковых.
Ставший уже устойчивым сектор русского зарубежья, в котором работают такие известные галереи, как «Элизиум» (на салоне она покажет экспозицию «Русские художники в эмиграции: 1920?1930?е годы» с Ларионовым и Гончаровой), расширится за счет недавно обосновавшихся в ЦДХ дилерских бюро. Галерея «Школа» приурочила к открытию своего офиса выставку «Художники, которые жили и работали в Париже», на которой будут представлены не только русские парижане Давид Штеренберг и Надежда Удальцова, но и мэтры французского искусства Морис Вламинк и Кес ван Донген.
Главной новостью салона станет открытие нового сектора антиквариата ? специальный проект «1960?е годы. Малая энциклопедия стиля». Под стилем полувековой давности надо понимать если и не дизайн в полном смысле слова, то техническую эстетику (как тогда это было принято называть), в которой во времена хрущевской оттепели оформлялись интерьеры пресловутых пятиэтажек, мебель и бытовой ширпотреб, журнальная графика и недорогая бижутерия. Скромный минимализм форм, заимствованный у последователей финна Алваро Аалто и швейцарской ветви Баухауза, здесь пришелся ко двору. Простые, демократичные формы, синтетические материалы (у нас поначалу они были, как ни странно, дорогими), легкая абстрактная орнаментальность ? все это должно было тогда демонстрировать прогресс и инновации в СССР. Те, кто забыл, как выглядели шкафы из ДСП, плафоны-тарелки, торшеры в виде перевернутого стакана для коктейля, кувшины в полосочку и янтарные кулоны на хромированных цепочках, смогут все это вспомнить в ЦДХ. А потом поискать нечто подобное у себя дома. Пока этот только входящий в моду антиквариат доступен.