Благодарное человечество должно бы поставить грандиозный памятник фотоаппарату. Скольким людям он открыл глаза на мир! Правда, почему-то словом «фотограф» стали ругать художников. Тех, которые, дескать, просто копируют натуру во всех ее деталях, ничего не «фильтруя», не добавляя от себя. Хотя изначально ценилась именно точность рисунка.
И напротив, художниками стали величать фотографов, с помощью разных ухищрений изменяющих бесстрастный снимок. Появились даже постановщики фото, почти режиссеры. Некоторые, наряжая известных персон в костюмы героев знаменитых картин и фотографируя, уже сами стали чуть ли не знаменитостями.
Не знаю, какие фотографии делал Сергей Фельдман раньше. Почти сорок лет назад отец на день рождения подарил ему фотоаппарат «Весна». Сергей решил заниматься в фотокружке при Дворце пионеров. Со временем фото- и киносъемки стали увлечением, параллельным с работой сварщика. Был фотографом на Кустанайском камвольно-суконном комбинате. После банкротства предприятия поработал оператором в расплодившихся тогда независимых телекомпаниях.
В одной из них мы работали вместе. Поражало, как этот, по сути, самоучка умудрялся снимать монтажно – то есть сразу записывал на камеру разные «картинки» в той последовательности и той продолжительности, какие впоследствии оказывались нужны по сюжету. Корреспондентам оставалось только наложить текст. А Сергей сразу уходил домой, где придумывал какие-то приспособления для работы. Кончилось тем, что он ушел в индивидуальное предпринимательство.
И вот на днях узнаю, что подзабытый мною Фельдман удостоился персональной фотовыставки. Да не где-нибудь, а в областной картинной галерее. Один занял целый зал.
Я сам давно фотографирую, поскольку это надо для работы, и потому считаю себя профессионалом. Да практически все журналисты сегодня снимают сами – благо, с «цифрой» не надо никаких проявителей-закрепителей. Посмотрев выставку Фельдмана, вдруг подумал: ведь любитель – это от слова «любить».
Причем такой любитель, как Фельдман, уровнем мастерства во владении аппаратурой отличается от большинства известных мне профессионалов только в лучшую сторону. И при этом он, в отличие опять же от многих «профессионалов», любит то, что снимает, а не себя и деньги в профессии. Поэтому вздорная собачонка, оглушительно облаявшая меня, предстает на его снимке чуть не в образе леди с загадочной улыбкой. А у уличного кота взгляд – загипнотизирует самого «психотэрапэвта».
Все снимки – без «текстовок», но и содержание их было бы довольно трудно передать несколькими словами.
Фельдман много фотографирует детей – у самого трое. А ребятишки не умеют изображать «работу мысли», как политики. Ее можно только увидеть, если уметь смотреть. Да еще многое зависит от терпения и удачи. Если сделаешь тысячу кадров – у тебя больше шансов поймать интересный момент, чем у суетливого репортера.
Художник отличается от фотографа тем, что может изобразить объект таким, каким ему представляется. Фотограф показывает таким, каков есть. Однако невыдуманные картины зачастую превосходят любые фантазии, потому что действительность изобретательнее всех нас, вместе взятых. И надо отдать должное костанайским галеристам, понимающим это и предоставившим фотографиям Сергея Фельдмана место рядом с полотнами признанных живописцев.