Николай Романов об отсутствии кризиса в сельском хозяйстве, модных фермерах и хорошей еде
20 октября гостем программы «Эхономика» в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» стал начальник Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Николай Романов. О том, к чему может привести поддержка отечественных производителей в условиях искусственного ограничения конкуренции, смогут ли местные фермеры и крестьянские хозяйства развиваться без финансовой помощи со стороны государства, со специалистом побеседовал ведущий программы Андрей Федоров. Представляем вашему вниманию стенограмму эфира.
Андрей Федоров: Добрый день, дорогие друзья. Я рад приветствовать всех слушателей радиостанции «Эхо Москвы в Пскове». Меня зовут Андрей Федоров и я представляю вам программу «Эхономика». Глава правительства Дмитрий Медведев принял участие в сельскохозяйственной выставке «Золотая осень», где подтвердил, что объем поддержки АПК из бюджета в 2016 году сохранится, несмотря на сокращение расходов по целому ряду статей. В текущем году на развитие сельского хозяйства из бюджета планируется направить 237 млрд рублей, уточнил он. Такая же сумма заложена и на следующий год. Медведев также выразил уверенность в том, что российский аграрный сектор находится на подъеме в тот период, когда целый ряд отраслей испытывает объективные трудности. Так, сохраняется положительная динамика пищевой и перерабатывающей промышленности, растет производство сахара и растительного масла, улучшается ситуация в животноводстве. «Уверен, что и мясом мы будем обеспечены в самое ближайшее время. Кроме того, мы стали выращивать намного больше овощей и фруктов», — отметил премьер.
В то же время, по данным Росстата, цены на продукты питания в России с начала года выросли на 11%, а в странах Евросоюза снизились на 0,1%. К чему же может привести поддержка отечественных производителей в условиях искусственного ограничения конкуренции? Смогут ли местные фермеры и крестьянские хозяйства развиваться без финансовой помощи со стороны государства? Сегодня мы обсудим эти и другие темы. С удовольствием представляю нашего гостя. В прямом эфире Николай Романов, руководитель главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии, государственного и технического надзора Псковской области. Добрый день, Николай Александрович. Спасибо, что нашли время.
Николай Романов: Добрый день.
Андрей Федоров: Буквально на днях, 9 числа, был праздник работника сельского хозяйства. Как вы отметили это мероприятие?
Николай Романов: Прежде, чем ответить на вопрос, я хочу поздравить все наше население, особенно сельское, которое работает в сельском хозяйстве (а их 87 тысяч человек) с профессиональным праздником. Они приносят очень серьезный вклад в копилку Псковской области, в копилку продуктовой безопасности России. Мы гордимся нашим сельским хозяйством, мы гордимся нашими работниками, нам есть, что показать, рассказать и чем похвастаться.
Андрей Федоров: В той самой ярмарке «Золотая осень», о которой мы говорили в начале программы, принимала участие делегация от Псковской области. Расскажите, какие цели это мероприятие преследует и что Псковская область показала на этой выставке? Я так понимаю, какие-то достижения у нас есть.
Николай Романов: К сожалению, мы в этом году не выставлялись. Наша делегация состояла из 25 человек, в нее входили в основном рабочие, фермеры с семьями, руководители хозяйств и главы районов. Во-первых, мы посетили выставку, посмотрели, как она работает, поучаствовали в ряде круглых столов, где нам рассказали о переменах, которые ждут нас в сельском хозяйстве. Мне показалось, что люди остались довольны и посещением Москвы, и увиденным на выставке.
Андрей Федоров: То есть общие впечатления позитивные и сельское хозяйство развивается, несмотря на кризис, сложную экономическую ситуацию, рост курса валют и всего остального?
Николай Романов: Кризиса в сельском хозяйстве нет, оно развивается, о чем говорят цифры, в том числе и в нашей области. В прошлом году мы увеличили объем продукции сельского хозяйства на 20% — до 17 млрд рублей. Мы знаем, что и по итогам этого года у нас будет рост порядка 20% к уровню прошлого года. У нас и Тямшанская птицефабрика заработала на полную мощь, и Островская птицефабрика заработала, и инвестпроекты, которые были запущены, о которых мы много говорим и за которые нас много критикуют. Все у нас пока благополучно и плюс будет.
К сожалению, несмотря на задачи, которые мы перед собой ставим, которые ставит губернатор области, в этом году новых проектов у нас нет. Это связано с трудностями в получении кредитов, хотя меры поддержки со стороны и Псковской области, и со стороны Российской Федерации очень серьезные. С банками сейчас очень трудно стало работать, потому что к заемщикам стали предъявлять очень серьезные требования. Мы надеемся, что на следующий год мы запустим несколько проектов, которые у нас уже, можно сказать, на выходе. Самое главное – договориться с банками, получить кредит. Если они получат кредит, то строительство начнется, будут оказаны серьезные меры поддержки. Первое – это процентная ставка. В молочном направлении ставка рефинансирования плюс 3% с отсрочкой платежа на три года. Кроме того, 20% от основных затрат будут возвращаться. Мы считаем, что это серьезные меры поддержки. Но не хватает банков. Если нашим инвесторам, сельхозпроизводителям будут выделять деньги, мы неплохо еще плюс дадим.
Андрей Федоров: Раз мы заговорили про господдержку, есть такие цифры: до 1 января 2016 года российским регионам придется вернуть в федеральный бюджет неиспользованные субсидии, которые государство направило им на грантовую поддержку сельхозкооперативов. Здесь оговаривается сумма порядка 400 млн рублей. В нашем регионе какая картина? В последнее время достаточно активно выдаются различные субсидии и гранты крестьянским, фермерским хозяйствам. Какова динамика? Какие цифры можно озвучить?
Николай Романов: Динамика, особенно по грантам, у нас очень положительная. Мы замечены на федеральном уровне. В этом году мы получили два транша по грантам. С 2012 года у нас на грантовую поддержку было выделено 120 млн рублей. Это очень серьезное финансирование. Получили поддержку 63 начинающих фермера и 12 семейных ферм.
Николай Романов: От 1,5 млн рублей, если речь идет о начинающих фермерах. Семейные животноводческие фермы – до 5,5 млн рублей.
Андрей Федоров: К нам в студию приходили представители фермерских хозяйств, и они не всегда согласны с размером. Кому-то кажется, что эта сумма не такая большая. Мне, как человеку, далекому от сельского хозяйства, кажется, что это значительная помощь. Вы как считаете? Может, это маловато и надо бы добавить или вполне достаточно, главное правильно распорядиться деньгами?
Николай Романов: Я согласен с фермерами. Конечно, сумма маловата. Мы видим, анализируем, проверяем гранты. Это, конечно, только для начала. Если бы начинающим фермерам давали 5 млн рублей, это совсем уже другие деньги, другой объем работ и производства. Я тоже считаю, что 1,5 млн – это мало. Но все-таки государство нашло возможность заплатить эти деньги, серьезной толчок в этом направлении сделан по фермерским хозяйствам. Самое главное, что это стало модным. Быть фермером сегодня модно. Они замечены, выделены в отдельную категорию. Это дотации, ярмарки выходного дня не только на территории области, но и в Санкт-Петербурге, куда мы выезжаем по соглашению с нашим губернатором и губернатором Санкт-Петербурга. Конечно, это интересно. Фермеры – это удивительные люди, поверьте.
Андрей Федоров: Как вы считаете, если говорить о составе фермеров, не возникает такой ситуации, когда люди просто уходят заниматься сельским хозяйством, чтобы получить эти деньги, субсидии? Или получают их только те, кто реально работает на земле? Нет подмены понятий?
Николай Романов: Для того, чтобы таких ситуаций не возникало, и существует управление сельского хозяйства.
Николай Романов: Да. Прежде, чем кто-то приходит на конкурс, наши специалисты объезжают этих людей, интересуются, чем они занимаются, собирают рекомендации глав районов, управлений сельского хозяйства, глав сельских поселений. Нам самое главное не деньги раздать, а сделать так, чтобы они работали. Потом спросят не с фермеров, а с нас, с начальника управления сельского хозяйства. Скажут: «Глаза открой, кому ты отдал деньги?» Это первое. Второе — у нас работает серьезная комиссия из 9 человек, из них 2 фермера, Россельхозбанк, экономический блок, начальник управления сельского хозяйства, председатель комитета Псковского областного Собрания по АПК. Одно дело посмотреть документы, а другое — когда люди представляют нам свой проект. Конечно, есть разные проекты, некоторые, как вы говорите, хотят получить и уйти, но мы стараемся решить этот вопрос.
Андрей Федоров: Расскажите про самые интересные проекты, возможно, какие-то экзотичные для Псковской области.
Николай Романов: Все фермеры — это, конечно, экзотика. У нас в Псковской области есть все, что можно придумать. Наши фермеры изучают опыт коллег не только в России, но и за рубежом, на выставках, вИнтернете. Серьезный грант, к примеру, получила молодая девушка, которая занимается клубникой. В этом году у нас заявились на верблюдов, чтобы продавать молоко. К сожалению, грант не получили. Многие фермеры спрашивают: «Я не получил, почему?» Да вы все замечательные! У нас просто мало денег, чтобы всем дать. Если всем выделять по копейке, по 200 тысяч, то это тоже несерьезно. Зачем тогда мы будем приезжать и спрашивать, куда вы дели деньги. Лучше серьезно дать, чтобы человек вложился, а потом нам было приятно ездить и смотреть. Когда мы встречаемся с фермерами,когда губернатор вручает гранты, меня очень поражает, что люди приезжают целыми семьями. Получение гранта — это грандиозное событие в истории семьи. Губернатор интересуется их вопросами, проблемами. Нужно быть на этих мероприятиях, чтобы это почувствовать, посмотреть в глаза фермеров. Для них это самая настоящая история: фотографии на память, сертификат, поддержка губернатора…
Андрей Федоров: Стимул заниматься этим делом дальше.
Николай Романов: Еще какой!
Андрей Федоров: Сейчас у нас, несмотря на все оптимистичные моменты, сельское население сокращается: молодежь уезжает в крупные города и так или иначе возникает проблема с кадрами, которые должны работать на земле. Есть ли такие примеры, когда к нам приезжают из других городов, чтобы работать именно на Псковской земле?
Николай Романов: Понимаете, привлечение специалистов из других регионов присутствует в больших холдингах, средних хозяйствах. И многие фермеры, которые приехали на постоянное место жительства в Псковскую область, например, из Санкт-Петербурга. Есть положительные моменты. Но есть и то, что напрягает. Это то, что мало приходит специалистов после окончания специальных учебных заведений. Это, конечно, нас не радует.
Андрей Федоров: То есть уровень квалификации не соответствует требованиям?
Николай Романов: Все равно потом обучат, самое главное — желание. Будут отправлять и за границу, и на другие предприятия. Самое главное, чтобы человек пришели захотел работать. Наши инвесторы, особенно крупные, не жалеют денег, чтобы обучить молодого специалиста тем технологиям, которые завезены к нам из-за границы. Но людей приходит очень мало, это тенденция по всей России и не только в сельском хозяйстве, но и на промышленных предприятиях.
Андрей Федоров: Будем надеяться, что господдержка заодно простимулирует и обратный процесс переезда из городов в деревни, чтобы люди работали на земле. Мелких и средних производителей мы немного обсудили. У нас на территории региона действует целый ряд крупных предприятий, в том числе Великолукский мясокомбинат. Несмотря на то, казалось бы, что это предприятие довольно серьезное и давно на рынке, зарекомендовало себя и успешно работают, поддержка со стороны администрации региона оказывается в том числе и ему. Какие цели вы преследуете?
Николай Романов: Нас много критикуют, особенно фермеры, за то, что меры поддержки в основном идут «крупняку», а им достается мало. Но давайте посмотрим цифры и объем производимых сельхозтоваров всех категорий. В прошлом году наши сельхозпроизводители выпустили продуктов на 18 млрд 721 рубль, сельхозорганизации — 12,5 млрд (67%), КФХ- 537 млн рублей (2,9%), население — 5,6 млрд рублей (29%). Соответственно, и бюджет так распределен.
Чем сейчас хорошо фермерам? Кроме тех мер поддержки, которые получают все без исключения, фермеры получают еще бесплатно гранты, замену поросят на другие виды животных (в прошлом году на эти цели потрачено 2 млн рублей). Получается, что фермеры получают даже больше на один рубль вложений. Наши фермеры почти не берут больших кредитов, только короткие, например, на посевную. По-моему, порядка 3 млн рублей дотаций мы доплатили в прошлом году, да и в этом столько же. Остальные то меры поддержки одинаковые – что у свиноводческого комплекса, что в фермерских хозяйствах. Нет такого, чтобы целенаправленно на комплекс были потрачены все деньги, а фермерским хозяйствам ничего. Меры поддержки для всех одинаковы.
Андрей Федоров: Понятно. Еще такой момент. У нас активно идет развитие животноводства, в частности, уже упомянули Великолукский мясокомбинат. Но в то же время и на федеральном уровне ставится цель – развитие молочного животноводства. Для Псковской области это тоже актуально. Не возникает ли момент некой избирательности? В частности, Великолукский молочный завод Дмитрия Матвеева. Казалось бы, предприятие активно занимается молочным животноводством, но, насколько известно, господдержки им практически не оказывается на данном этапе. Так ли это или я неправильно информирован?
Николай Романов: Это из той же оперы, что и наши фермеры. Это же касается и Дмитрия Викторовича. Если он раньше брал кредит на 2 года в 2,6 млрд рублей и 3 года не платил тело кредита, у него процентная ставка сей…
Источник: