Экспорт продовольствия из России вырос за последние 10 лет в несколько раз — мы сейчас экспортируем больше еды, чем даже оружия. Американские фермеры недовольны: конкурировать с нами по цене они не могут, поэтому шансов сохранить лучшие зарубежные рынки у них мало.
Интересно, что раньше — во времена СССР и во времена Царской России — экспортировать продовольствие мы могли только за счет создания дефицита внутри страны. Помните анекдот про Хрущёва, который попытался было исправить ситуацию созданием кукурузных плантаций?
Идёт выставка космических достижений СССР, Никита Сергеевич лично общается с народом. Пионер сообщает генсеку:
— А мой папа говорит, что вы не только спутник запустили, но и сельское хозяйство.
Хрущёв хмурится:
— Передай своему папе, что я не только кукурузу сажаю.
Интересно что проблемы в СССР были не только с киви/ананасами, которых тогда банально не было на прилавках, но и с элементарными отечественными продуктами, типа той же самой пресловутой колбасы. Пожалуй, нынешней оппозиции наврядли удалось бы достучаться до сердец советских граждан жалобами на нехватку хамона — проблемы с хамоном в СССР не было, так как никто даже и не подозревал о существовании такого продукта.
Статистика при этом показывала, что в СССР с продовольствием все в ажуре, формальная обеспеченность базовыми продуктами на душу населения была даже выше, чем сейчас:
Однако вот на прилавки эта статистика почему-то не выплёскивалась — во всяком случае, во многих регионах ассортимент магазинов оставлял желать много лучшего. Появились даже «колбасные поезда», на которых советские челноки возили колбасу из Москвы в свои родные места.
Возможно причины проблем стоит искать в экономии советского правительства на импорте продовольствия — сейчас мы валюту не экономим и импортируем довольно много. Так, например, если птицятину и свинину Россия уже производит самостоятельно, то значительная доля говядины пока что поступает к нам из-за рубежа.
Может быть, все дело было в варварской организации труда колхозников, работников овощебаз и продавцов, из-за которого значительная часть товара портилась и сгнивала, не успевая достичь привлавков.
Может быть, проблема заключалась во всепроникающей коррупции, которая пронизывала всю систему распределения сверху донизу и делала, например, рубщиков мяса богатыми и уважаемыми людьми.
Наконец, возможно, ключ к загадке кроется в приписках, которые были настоящим бичом послевоенного СССР. На бумаге урожаи собирались отличные, а обеспеченность продовольствием была на довольно высоком уровне. В реальной жизни, увы, всё было далеко не так радужно.
Я знаю, к этому моменту у любителей СССР глаза уже налились кровью от благородной ярости. Не торопитесь. Я с большим уважением отношусь к советским достижениям — скажем, стоит похвалить систему сельхозавиации, которая после развала Союза деградировала почти полностью.
Вместе с тем надо признать и очевидное — советский гражданин счёл бы наши весьма далёкие от идеала супермаркеты филиалом рая на земле: особенно если бы ему поменяли его советские рубли на современные по курсу 1000 к 1…
В общем, отечественное сельское хозяйство добилось впечатляющих успехов. Думаю, стоит ждать теперь изменения оппозиционной риторики с «поля зарастают берёзками» на «мы сели на зерновую иглу».
Скажу напоследок пару слов об оружии. Хоть Россия и является одним из крупнейших экспортёров оружия в мире (второе место, после США), доходы, которые мы получаем от экспорта, не так уж велики. Может даже сложиться впечатление, будто выгоднее продавать зерно, нежели вертолёты.
Однако тут надо учесть ещё и политическую сторону вопроса. Представьте, что вы живёте в плохом районе, среди бандитов и грабитетелей. Задумайтесь, с кем вам важнее поддерживать хорошие отношения — с владельцем продуктового магазина или с владельцем оружейной лавки?
Ответ очевиден — оружие однозначно важнее, особенно если учесть то обстоятельство, что альтернативы русскому оружию у многих недостаточно демократичных с точки зрения США государств просто нет.
Впрочем, что приятно, другие статьи нашего экспорта — такие как нефть и зерно — также проходят по разряду стратегических. Если от импорта айфонов и мерседесов при необходимости можно и отказаться, то вот без оружия, нефти, зерна и атомных станций наши торговые партнёры не обойдутся никак.
Источник: