Фоторепортер Андрей Шопша: «Не люблю фотохудожников»

МС и агентство БНКоми при поддержке агентства «Комиинформ» продолжают цикл интервью с молодыми журналистами «Новые медиа-лица республики». Сегодняшний наш собеседник — фотокорреспондент газеты «Красное знамя» Андрей Шопша.

Краткая биография: родился в 1978 году в Полтаве. Позже семья перебралась в Сыктывкар. С 1985-го до 1993 года жили в Визинге, после чего вновь переехали в столицу Коми. В журналистике — с 2008 года.

— Первый фотоаппарат я купил в 2007 году. Были у меня до этого «мыльницы». Что-то пробовал снимать, но мне это не было интересно. Я тогда музыкой занимался в разных панк-группах вроде «Счетчиков Геббельса».

— Надо было работать, на что-то жить, плюс увлечение наркотиками сказывалось. С деньгами все было как-то хреново, и я пошел работать в охрану. Был такой резкий перескок из панка в охранники. Там я довольно долго проторчал. Времени было много свободного, и параллельно я делал какие-то интернет-проекты. На бирже играть пробовал. Правда, не очень удачно. К фото пришел через интернет. Когда им пользовался, видел какие-то клевые фотки, и захотелось попробовать самому. У меня тогда имелись кое-какие свободные деньги, и я купил зеркалку цифровую. Начал снимать друзей, пьянки, свадьбы.

— Ну к любому фотоаппарату есть инструкция, в которой практически все расписано. В художественном плане — смотришь, как другие снимают, и пытаешься сделать не хуже. Потом с опытом это все приходит, что-то — само, что-то вычитываешь в интернете. Даже сидя в Сыктывкаре, не посещая никаких кружков, можно получать вполне актуальную информацию.

— Нет. Я очень много всего смотрю, свадебщиков всяких. Мне далеко до многих вещей — где-то опыта мало, где-то просто руки кривые. Но чтобы обозначать каких-то кумиров, такого нет. Хотя могу сказать, что для меня пример репортажной съемки — фотоагентство Magnum. Там много интересных фотографов, есть на что ориентироваться. А из русских… Очень много фамилий, которые, на самом деле, никому ни о чем не говорят.

— В профессию пришел по блату. У меня к тому времени были фотоаппарат, вспышка, объектив — все, чтобы снимать репортажи. Моя хорошая знакомая, подруга на тот момент, Таня Швецова работала в «Красном знамени» ответственным секретарем. Были тогда проблемы с фотографами (кто-то занят, и так далее), и как-то раз она попросила меня что-то снять. Один раз, через несколько месяцев — второй, третий…

— Первая фотка, на самом деле, была опубликована летом 2008 года в «Аргументах и фактах» — что-то про велосипеды. Для «Красного знамени» я стал в конце того же года работать, раз-два в неделю, когда просили что-то снять. И тут произошел счастливый случай — Кирилл Затрутин уехал в отпуск, а у Юры Кабанцева сгорела вспышка (фотографы агентства БНКоми и «Молодежи Севера», в то время работали также в «Красном знамени» — МС). Я остался в «Красном знамени» на две недели единственным фотографом. Параллельно позвали снимать в БНКоми. И на полмесяца я очень плотно во все это погрузился. Мне понравилось. Я уволился с работы и стал внештатно снимать для разных изданий.

— Да, я работал кинологом на одном сыктывкарском охранном предприятии. Года три или четыре кормил и воспитывал собачек.

— Разве что тем, что в экстремальных ситуациях не нервничаю и спокойно отношусь к агрессии в свой адрес. Пофигизм какой-то приобрел.

— Ты долгое время был единственным фотографом в газете. Этот период на качестве снимков не сказался? Конкуренции не было, и какой бы ни получился снимок, ты знал, что его опубликуют.

— С одной стороны, это расхолаживало. С другой — я в то время участвовал в отборе снимков для номера. Спорил с редактором, доказывал свою позицию. Соответственно, видел какие-то косяки в своих фотографиях. К взрывному росту качества снимков это, разумеется, не приводило, но постепенно я развивался. А вообще я за конкуренцию в редакции. Конечно, когда новые люди пришли, появился и момент ревности — когда человека отправляют на интересную съемку, а ты идешь снимать «пиджаков». Но работа есть работа.

— С другими фотографами, вне редакции, чувствуешь конкуренцию? Момент соревновательности присутствует?

— В принципе, нет. Все снимают по-разному, все видят по-разному. Лучше, хуже — это вещи достаточно абстрактные. По-моему, один из лучших репортажных снимков среди наших сыктывкарских фотографов — у Юры Кабанцева, он во время последних выборов в Госсовет был сделан: по школе идут менты, а на них из-за решетки смотрят дети. Очень сильный образ. Что теперь, ревновать к этому? Я только рад за него.

— Плюс работы в газете как раз в том, что такие задания не оставляют подавляющего большинства. Людей каких-то доводится снимать, «культурку», «социалку».

— Движухи всякие — митинги, демонстрации, желательно несанкционированные. То, где есть адреналин какой-то. Когда я начинал снимать, было очень много азарта: что-то словить, какой-нибудь ракурс интересный, жест. Но так как со временем это все равно превращается в рутину, хочется нового адреналина. И время от времени я его получаю.

— Один из твоих лучших репортажей — пожар на ЛДК, который ты снимал в мае. Это было задание редакции?

— Нет. Я еще днем заметил дым. Эта свалка ведь не первый год горит, просто в тот день дым вынесло в город. Было бы просто глупо туда не поехать и не снять. Днем я был занят, поэтому поехал туда к вечеру. Соответственно, вышли более-менее красивые картинки.

— Нет. Если ты заметил, там на фотографиях, как правило, стоят ватермарки. И если написано «Андрей Шопша», значит, я снимал для себя. Если же «Андрей Шопша, «Красное знамя» — это редакционные снимки.

— По соотношению затраченного времени и полученных денег прибыльней снимать свадьбы. Но они в основном приходятся на определенный сезон — на лето. Но, кроме прибыли, есть и интерес. Репортажи мне снимать интересней, чем свадьбы.

— Ой, в тренажерный зал сейчас стал ходить (смеется). Серьезно. Уже с месяц. Здоровый образ жизни. Правда, курить начал параллельно.

— Мне один журналист объяснил такую штуку, что можно расти вверх в профессии. Приехать в Москву, устроиться в новостное агентство, потом в специализированное. А можно расти вглубь. Вот ты сидишь в Сыктывкаре, находишь что-то интересное. Если брать многих московских фотографов, они в Москву приезжают только для того, чтобы побывать с семьей, отдать снимки. И уезжают. Не только в Ливию, в Чечню, но и по стране. Есть много интересных тем. За что не люблю фотохудожников? Люди снимают одни и те же черно-белые снимки, например, а это все уже снято сто раз. Есть жизнь — на улице, за окном, в соседней деревне, — которую мы не видим и не знаем. Находить такие темы мне сейчас интересней, хотя я к этому пришел совсем недавно. Гораздо интересней найти то, чего никто не снимал, чем сидеть в студии и фотографировать черно-белых голых девушек. Хотя к девушкам тоже интерес есть.

— Мне даже предлагали ее провести, но я отказался. Мне еще рано. Есть снимки, за которые мне не стыдно, но для выставки их явно маловато.