За свою многовековую историю колокола в России из примитивных и мало благозвучных сигнальных приспособлений переросли в сложный и совершенный инструмент, достигающий порой весьма значительных размеров. Хотя Россия узнала колокола позже, нежели страны Западной Европы или христианского Востока, период заимствования и ученичества продлился недолго. Уже в XVI столетии Россия обошла все другие державы по числу и весу своих колоколов. В XVII столетии здесь отливались тысячепудовые колокола-гиганты, звон в которые производился особым способом – “в языки”. Русский колокольный звон стал отличаться мощностью звучания и необыкновенной мелодичностью. Известный историк XIX века Иван Егорович Забелин писал: “Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире”.
Расцвет литья на Руси именно в XVII веке связан не только с освоением технологии литья, но и с нахождением залежей руды. Цари Михаил и Алексей Романовы обращали особенное внимание на отечественное рудокопство, так как в то время чувствовался большой недостаток металлов. В делах их царствования упоминаются вызванные в 1618-1626 годах из чужих краев рудознатцы, золотознатцы, лозоходцы и рудокопцы. В 1633 году экспедиция во главе со стольником Василием Ивановичем Стрешневым отыскала на Каме медную руду. В том же году был основан на Урале Пыскорский медеплавильный завод. Такое открытие в избытке доставило материалы для литья колоколов и пушек.
С этого времени русские литейщики начинают активно вытеснять иностранных мастеров с московского Пушечного двора. Русские умельцы, опираясь на достижения западноевропейских литейщиков, разработали свой профиль и методику построения колокола, что позволило им превзойти все ранее известные способы литья. Был сформирован своеобразный “русский стиль” в литье, отличающийся высокой степенью сложности отливки и художественностью оформления колокола.
В XIX веке в России довольно часто проводились Всероссийские ярмарки. Основным местом их проведения с 1816 года был Нижний Новгород, а в 1882 году такая ярмарка состоялась и в Москве. Нижегородские Всероссийские ярмарки традиционно занимали огромную площадь, и всегда большое внимание к себе привлекали ряды, где продавали колокола. Эти ряды традиционно располагались возле городского собора Александра Невского. Огромное количество колоколов разного веса и производств, которое обычно было представлено в колокольных рядах Нижегородской ярмарки, хорошо видно в небольшом видеосюжете, который мы предлагаем вашему вниманию. Две фотографии, сделанные на ярмарке 1902 года, могут сообщить внимательному зрителю много интересных подробностей.
XV Всероссийская промышленно-художественная выставка проходила в Москве на Ходынском поле напротив Петровского парка с 20 мая по 15 сентября. На выставке были представлены колокола четырех русских заводов: из Ярославля – Оловянишникова; из Харьковской губернии – Рыжова и двух московских – Финляндского и Самгина. Все четыре экспонента занимали места в особых павильонах, около отдела садоводства.
Завод Самгина начал свою работу с 1783 года. В XIX столетии на нем производили колокола на сумму от 85 до 120 тыс. руб. серебром в год. Выставленный Самгиным колокол (374 п. и 10 ф.) привлекал внимание тонкой и изящной орнаментикой; весь колокол казался обтянутым как бы кружевом. За счет декоративной отделки (шлифовки и расчеканки) увеличивалась и стоимость колоколов (от 17 до 18 р. за пуд на заводе Финляндского, 19 р. за пуд у Самгина).
Вправо от павильона господина Финляндского помещался павильон харьковского завода господина Рыжова. Им были представлены только два колокола не более 41 пуда весом. Особенностью выставленных господином Рыжовым колоколов являлись окошки с переплетом, проделанным в верхней части колокола. По-видимому, такие отверстия-окна должны были разрывать и смешивать звуковые волны во время звона и тем самым ослаблять звук, однако звучание колокола с “окнами” было почти в полтора раза продолжительнее, длиннее чем у обыкновенных колоколов. Подобная особенность литья для того времени не могла считаться нововведением, так как в московском Алексеевском монастыре имелся один колокол очень древнего происхождения, отлитый с такими же окнами.
Между экспонентами выставки по колокольному производству обращал на себя особенное внимание знаменитый ярославский колокольный завод П.И. Оловянишникова сыновей как по гармонии звука, так и потому, что колокола, доставленные на выставку, были “выставлены в натуральном виде”, т.е. без окраски и орнаментики. Этот завод выставил пять колоколов, из которых самый крупный весил 255 п. 30 ф. Колокол весом в 24 п. 10 ф. – самый малый, приобрел великий князь Владимир Александрович за 450 руб. Завод Оловянишникова, находившийся в Ярославле, считался одним из самых крупных заводов Поволжья. Его основание относится к 1766 году, когда был отлит колокол для Яковлевского Ростовского монастыря. В 1882 году завод впервые принял участие в выставке, хотя имел возможность для исполнения заказов по отливке колоколов до 20.000 пудов ежегодно.
Павильон колоколов завода Н.Д. Финляндского с сыном имел продолговатую форму и своим фасадом напоминал древнюю звонницу. Всех колоколов в павильоне было представлено четырнадцать, и одиннадцать из них составляли полный набор. По требованию публики, тремя звонарями от завода производился пробный звон, замечательно музыкальный, ставший одной из приятных особенностей выставки. За этим заводом, основанным в 1744 году, и было признано первенство на выставке, и он получил право изображения второго государственного герба на своих колоколах.
Интересны еще три колокола этого завода. Один из них, самый большой по размерам (658 пудов 20 фунтов), был очень необычен по наружной отделке. Низ колокола окаймлял ряд гербов русских губерний (76 штук), сделанных барельефами; над этим рядом с четырех боков помещались два медальона с выпуклыми изображениями Государя Императора и Государыни Императрицы; и два щита – снимок со щита Ярослава Всеволодовича – с изображением Архангела Михаила; и с изображением Спаса Нерукотворного. Над щитами и медальонами находились четыре образа: Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы над изображениями Государя и Государыни; иконы Александра Невского и Марии Магдалины над щитами. Под рядом гербов шла надпись литыми буквами: “Благословен Царь грядый во имя Господне; мир на земле и слава в вышних”. Два других колокола имели значительно меньший вес и более скромную отделку. Все эти три колокола были окрашены особой клеевой краской. Все орнаменты и изображения на них находились в своем “натуральном виде”, т.е. без расчеканки.
2. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. 1882 год. М., 1882. С.: 67, 82, 98.
3. Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. 1882 год. Спб., 1884. Т.6. С.320.