Далеко ли до Таллинна?

В Музее архитектуры открылась выставка «BOOM ROOM / Новая эстонская архитектура». И хотя ее кураторы скромно оговариваются, что «городская планировка в Эстонии отстает от западного уровня», выставка показывает, что Москве до Таллинна по-прежнему очень далеко.

Совместный выставочный проект Эстонского архитектурного центра, Союза архитекторов Эстонии и Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева представляет лучшие примеры современной архитектуры этой страны, причем куратор Пилл Эпнер сознательно отобрал для показа в Москве только постройки, то есть объекты, уже прошедшие испытание городским контекстом и повседневной эксплуатацией.

Всего на выставке девять разделов, сформированных по типологическому принципу. Правда, типологии порой названы весьма поэтично: тут и «огни большого города», и «идеальный дом», и «культура и символы». Есть, конечно, и более прикладные («муниципальная застройка», например, или «современное рабочее пространство»), но в целом чувствуется, что куратор позаботился о том, чтобы не стать заложником функциональной принадлежности построек. Наоборот, придуманные им «номинации» имеют весьма условные границы, что и позволило представить в рамках одной экспозиции чрезвычайно широкий спектр объектов.

Большая часть сооружений датирована 2000-2008 годами. Этот период в Эстонии и получил название «строительного бума»: подъем национальной экономики отразился на архитектуре самым благоприятным образом, и облик большинства городов страны кардинально изменился. Причем это относится не только к столице, где, конечно, реализовано наибольшее число интересных построек, но и к небольшим городкам, популярным у туристов, а также живописным пригородам, где сегодня процветает коттеджное строительство.

Пилл Эпнер подчеркивает, что из всего массива новостроек, появившихся за последние годы в Эстонии, были отобраны лишь те, которые ориентированы на решение не только коммерческих, но и социально-культурных задач. Звучит это, может, и пафосно, но, изучая экспозицию, понимаешь, что куратор не лукавит и не преуменьшает заслуг своих соотечественников. Частные особняки тактично вписаны в существующий ландшафт и построены с использованием энергоэффективных технологий, офисные комплексы становятся важными градостроительными акцентами, а торгово-развлекательные центры, помимо собственно магазинов и кинотеатров, предлагают горожанам сомасштабные и комфортные общественные пространства. Идет в Эстонии в ногу со временем и проектирование объектов культового назначения: в городе Виймси построена Церковь Святого Иакова (архитектор Мартин Аунин), а в Таллинне возведена синагога (архитекторы Каур Стоор и Тынис Киммель). Одним из самых интересных примеров конверсии промышленных зданий является таллиннский квартал Ротерманна, где современная архитектура умело вплетена в ткань масштабного фабричного комплекса. Обаятельны и очень человечны и проекты пешеходных зон, которые в структуре эстонских городов играют традиционно важную роль: над центральной площадью Раквере бюро Kosmos Architects развесило оранжевые зонтики, а в Тарту скульптор Айли Вахтрапуу и архитектор Вероника Валк установили памятник композитору Эдуарду Тубину: маэстро дирижирует воображаемым оркестром, а вместо стульев для музыкантов здесь используются круглые тумбы, присев на которые, любой прохожий может ненадолго вообразить себя скрипачом или виолончелистом и заодно послушать музыку.

Иными словами, эстонская архитектура камерна, экологична и предельно гуманистична. Этой стране удалось не пасть жертвой строительного бума, а обернуть его себе во благо – возможно, секрет в истинно прибалтийской неспешности и основательности, с которой эстонские проектировщики превращают инвестиции (суть boom) в комфортное и долговечное пространство (т.е., собственно, room).