65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается

В  Кировоградском областном художественном музее открылась выставка «Не погаснет подвиг в веках!», посвященная 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, сообщает интернет-издание «FotoInform».

Данная выставка стала продолжением многолетней традиции, сложившейся в музее – каждый год, накануне Дня Победы, чествовать ветеранов войны, этих славных героев, которые разгромив фашистского зверя, спасли не только свою Родину, но и все человечество от «коричневой чумы».

Приятно, что события тех лет выдержали испытание временем и не потеряли своей актуальности и поныне. Ведь украинский народ заплатил очень высокую цену за ту победу, положив на ее алтарь жизнь лучших своих сыновей и дочерей. Сбылся тезис о том, что тема защиты Отечества, самопожертвование ради высоких идеалов, героизм и патриотизм защитников родной земли не зависят от смены президентов и правительств и временной политической коньюктуры. Они вечны и всегда актуальны.

Цель выставки заключается в двух аспектах. Во-первых – средствами изобразительного искусства донести до посетителя интересный исторический материал о трагических, и одновременно – героических событиях Великой Отечественной войны.                  И второе – пробудить или сформировать в людях, особенно у молодежи, те высокие морально-этические качества, которые как раз и стали главными факторами победы советского народа в Великой Отечественной войне.

На выставке представлены картины из фондов Кировоградского областного художественного музея и работы выполненные кировоградскими художниками – членами Национального союза художников Украины.

Очень символичной является работа П. Кодьева «Переполох» (1954), которая передает трагизм начала войны. Тревога аистов, которые всегда были символом мира и спокойствия, символизирует конец мирной жизни и начало страшной и масштабной войны ХХ века.

Картины П. Кодьева «Оккупация» (1950) и А. Нюренберга «Фашисты в музее» (1943) красноречиво иллюстрируют звериное лицо фашизма и варварское отношение оккупантов как к мирному населению так и к культурным ценностям нашего Отечества. Тему тяжелой судьбы мирного населения, особенно тех кто попал в фашистское рабство, продолжают работы Н.И. Лопуховой «На фашистскую каторгу» и З.Толкачева «Девушки поют» (1962). Они напоминают посетителю, что подавляющее большинство узников фашистских концлагерей составляли именно представители славянских народов, в том числе – наши соотечественники.

Ряд работ передают напряжение тяжких и изнурительных боев на суше и на море и самопожертвование воинов Советской Армии в первые дни войны. Среди них – «Корабль тонет» (1962) А. Фойницкого и «По стервятникам – огонь» (1965) В. Парчевского.

Символической можно считать и картину Л. Бондаря «Брестская крепость» (1971 – 2000). Ведь в сознании всех народов бывшего Советского Союза, особенно старшего поколения, Брестская крепость осталась не просто военным укреплением, а символом мужества и несгибаемости советского народа.

Достойное место в экспозиции выставки занимает народное Движение Сопротивления Кировоградщины времен Великой Отечественной войны – партизанское и подпольное движение, значение которых для общей победы над фашизмом переоценить трудно. Ведь в годы войны на территории Кировоградщины действовали                   1 партизанское соединение имени К. Ворошилова, 19 партизанских отрядов и 53 подпольно-диверсионные группы, которые всеми имеющимися у них средствами приближали победу. Чего только стоит тот факт, что только за существенной помощи партизан удалось вызволить такой важный стратегический пункт как – город Знаменка. Поэтому на выставке представлены работы, отражающие деятельность партизан и подпольщиков и помощь им со стороны местного населения – А. Логвинюка «Хлеб партизанам» (1975), Б. Пианиды «За счет врага» (1945), Н. Мищенко «Хрущевский рейд» (1962), Ф. Полонского «Зарево» (2008), В. Панфилова «Комсомольцы» (1960), М. Попова «Освобождение» (1966).

Очень интересна картина Ф. Бочкова «прифронтовая ночь» (1943), на которой – кратковременный период отдыха и тишины и подготовка к завтрашнему бою.

Центральный блок экспозиции составляют картины, посвященные двум очень важным военным операциям, которые во многом определили дальнейший ход Великой Отечественной войны. Речь идет о Кировоградской и Корсунь-Шевченковской операции, нашедшие свое отражение в работах кировоградского художника Н. Бондаренко «Освобождение города Кировограда» (1954) и «В 1944-м под Корсунь-Шевченковском» (1983 – 1984). Последняя к тому же показывает активную помощь бойцам Красной армии со стороны местного населения, даже – детей, и является также своеобразным символом единства армии и народа, что стало очень важным фактором в победе над фашизмом.

Эту тему продолжает и работа О. Титовой «Фронт. 1942» (1969). Эта работа посвящена неутомимым труженикам тыла, которые своим героическим трудом и днем и ночью помогали советским воинам приближать такую желанную Победу.

Не оставляет равнодушным и работа М. Попова «Ожидание» (1969), поскольку посвящена она тем женщинам, которые, кроме тяжелой и изнурительной работы в тылу, были обречены на мученические ожидания с полей войны своих мужей и сыновей. И дождались, к сожалению, далеко не все.

Важное историческое и морально – психологическое значение имеет триптих                     П.П. Оссовского «Озаренные сиянием Победы» (1980): «Золотой кремлевский шпиль», «Дмитрий Донской на Куликовом поле», «Победный май». В нем – эстафета героизма и доблести, патриотизма и самопожертвования, готовности славян во все времена любой ценой защитить свою землю от врага. И тут же – солнце Победы, такой долгожданной и выстраданной.

Эмоциональный контраст создают две картины выставки – А. Логвинюка «Май 1945-го» (1975) и Ф. Полонского «Возвращение» (2008). На обоих – возвращение к своему дому, но какое разное. На первой картине – радость от встречи с родным человеком, на второй – горе от увиденных развалин и неизвестной судьбе родных.

Украшением выставки является работа Л. Кирьяновой, освещающая одно из направлений творческой деятельности кировоградских мастеров кисти, а именно – создание серии портретов героев Великой Отечественной войны. В экспозиции – картина мастера «Жосан Николай Иванович. Полный кавалер ордена Славы » (1983).

Теплотой, уважением к родителям и представителей старшего поколения вообще, искренней благодарностью им за все то, что они для нас сделали, пронизаны работы  М.Надеждин «Отец и сын» (1977) и А.  Логвинюка «На балконе» (1990).

Часть работ выставки посвящена теме памяти о тех трагических и одновременно – героических событиях, о людях, которые подарили нам праздник Победы. Среди таких – картина М. Надеждин «Огонь памяти» (1990) с фондового собрания Кировоградского городского художественно-мемориального музея Александра Осмеркина и работы  А. Пунгина «Память живет» (1985), А. Дворского «Канделябры героям» (2008).

Впервые за время презентации выставок ко Дню Победы в экспозиции представлены экспонаты, предоставленные Кировоградским областным краеведческим музеем. Это образцы наград времен Великой Отечественной войны, генеральской и адмиральской одежды, морской бушлат Героя Советского Союза, уроженца города Кировограда Куропятникова Григория Александровича, одежда и производные вещи советского воина, миномет. Логическим дополнением последнего станет работа Е. Василенко «Смерть» (2008), выполненная в технике арт-сварки. Оружие и смерть, которую она несет – вот основная идея этой композиции.

Часть экспозиции выставки составляют документы, предоставленные Государственным архивом Кировоградской области, освещающие жизнь нашего региона во время фашистской оккупации. Интересным открытием для посетителя станут и фрагменты оружия и военного обмундирования времен Великой Отечественной войны, что стало результатом плодотворной деятельности поисковых групп Кировоградщины.

Поэтому выставка «Не погаснет подвиг в веках» – это очередной подарок кировоградцам и гостям города ко Дню Победы и земной поклон тем, кто предоставил нам возможность жить под мирным небом и развивать независимую Украину.