21 апреля – 25 мая, галерея «Элизиум» (Москва) – Владимир Стерлигов «И после квадрата я поставил чашу…»

Галерея «Элизиум» представляет одного из самых интересных творцов второй половины XX века Владимира Васильевича Стерлигова (1904-1973) – художника, творчество которого до сих пор несправедливо недооценено. Это первая персональная выставка В. В. Стерлигова в Москве, она охватывает творчество художника от конца 1940-х до начала 1970-х годов. Выставка сопровождается богато иллюстрированным научным каталогом, включающим 204 работы художника, из которых более 100 публикуются впервые. В каталоге представлены письма Стерлигова разных лет, проиллюстрированные рисунками художника.

Творчество В. В. Стерлигова имеет прямое отношение к философской и поэтической системе ОБЭРИУ и непосредственно связано с концепциями развития пластической формы К. С. Малевича и М. В. Матюшина.

Обэриуты отчетливо сознавали, что «…разум не понимает мира…», в котором живет его обладатель: по-видимому, мир устроен иначе, чем мы предполагаем, опираясь на наши взгляды об окружающем пространстве. Существует не только «мир», но и «антимир», «при этом антимир – живой участник художественного произведения» . Человек непрерывно встречается с антимиром, и, как писал Стерлигов, «… человек не может быть неподвижным, и, шагая по этой непрерывной встрече, он преодолевает ее и, потрясенный, находит новое изменение всегда одного и того же мира (неведомые ранее тайны мира), сейчас же находя и соответствующие формы выражения… «. Может быть, мы живем в «анти»-мире принимая его за настоящий «мир»? А может быть, кажущийся абсурд другого мира и есть настоящая гармония.

В произведениях Стерлигова множество миров сосуществуют рядом друг с другом и образуют разнопространствие . Миры могут взаимопроникать друг в друга, и начинается «бесчисленное количество цвета и миров».

» Выворачивающееся пространство » – движение объёмов и форм по принципу ленты Мёбиуса и движение цвета по тому же принципу. У Стерлигова само пространство обладает свойствами ленты Мёбиуса: оно выворачивается наизнанку, принося с собой ощущение «обратной стороны» мира.

» Пошатнувшееся пространство «, создающее картину мира в движении, неожиданных превращениях, в вибрации.

» Окружающая геометрия » – понимание предмета и фона как явлений равнозначных, при котором форма предмета утрачивает вещественность, зато пространство между предметами (фон) приобретает форму, при этом измененный предмет и измененное окружающее предмет пространство взаимодействуют друг с другом. В картину попадает «скрытая геометрия» пространства, совпадающая с природой или трансформированная.

Принимая основные положения обэриутов, но будучи при этом учеником Малевича и последователем основателя органического направления Матюшина, Стерлигов создал оригинальную пластическую систему, развивающую идеи классического русского авангарда. Он считал, что если у Малевича супрематическая прямая преобразовывала структуры кубизма в беспредметные геометрические построения, то им самим раскрыта другая составляющая кубизма – кривая. «…Эта формообразующая кривая, которая в сферическом пространстве образует Купол и Чашу – своеобразную форму «упаковки» мира… Вселенная воспринимается как единый организм, основой которого является чашно-купольная криволинейная структура…» (А. Повелихина).). Стерлигов утверждал, что все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу и что «мы живем в куполе.

Практически во всех работах 1960-70-х годов Стерлигов стремился преодолеть антимонию предмета и беспредметности. Его произведения, даже фигуративные и натурные, часто содержат качества беспредметности. И наоборот, сама беспредметность в открытом им пластическом мире вызывает природные ощущения – в цвете и форме. Это происходит оттого, отмечает художник, что «кривая совпадает с природой». Этот тезис полностью совпадает с представлением Матюшина об «органической» пластике, в которой «…целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Предметы становятся «беспредметными» только по сравнению со старым, устоявшимся видением, ни в коем случае не абстрактными…» (А. Повелихина).

В конце необходимо отметить, что художественный мир В. В. Стерлигова неотделим от его духовного мира и христианской веры. Кривая у Стерлигова не только изобразительный элемент, адекватный строению мира, – кривая освящена: она является нравственной и религиозной ценностью. Стерлигов возвещает о «новом духовном оружии», о новом чашно-купольном бытии. Для него христианские ценности – высота, которой измеряет себя искусство. «… Первейшее, главное в искусстве – его сила. Не образ, не слово, не чувства, не ощущение, не предмет, не абстракция, не беспредметность. Главное в искусстве – присутствие в нем силы. Сила – Божественна» (В. Стерлигов).

Владимир Стерлигов пройдя лагеря, фронт, ленинградскую блокаду, остался художником культуры 1920-х годов. Мы надеемся, что настоящая выставка и ее каталог помогут зрителям узнать и по достоинству оценить его творчество.