Заметное место в работе музея занимает выставочная деятельность. Это позволяет постоянно привлекать внимание публики, средств массовой информации, повышать статус и имидж музея, в первую очередь в местном сообществе.
В последние годы сотрудниками СОКМ был подготовлен ряд масштабных выставок. На многих из них отрабатывались локальные темы будущей стационарной экспозиции. Этому служила серия выставок: к 300-летию уральской металлургии, к 400-летию Верхотурья, «Большой Урал» и многие другие.
В связи с расширением форм и методов культурно-образовательной работы СОКМ, развитием разнообразных партнерских проектов с архивами Свердловской области, художниками города, коллекционерами, членами общественных организаций в музее организуются серии художественных выставок и циклы архивно-краеведческих мини-выставок.
Среди выставочных музейных проектов интересны те, в результате которых пополняются музейные фонды. Так, в 2004 году в Музейно-выставочном центре на Малышева,46 работала выставка «Моя жизнь — океан». Коллекция раковин морских моллюсков, собранная Владимиром Александровичем Загородских, — это результат морских экспедиций за 30 лет его работы оператором подводных съемок Свердловской киностудии.
Посетители, войдя в зал, оказывались в атмосфере морских глубин. Их взорам представали около 290 видов раковин моллюсков общей численностью более 600, кораллов около 15 видов и более 70 других экспонатов подводного мира (звезды, ежи, губки, рыбы и т. п.). Для Урала, далекого от тропических морей, эта коллекция интересна не только экзотикой — она, без сомнения, представляет познавательную, научную и эстетическую ценность. После завершения работы, экспонаты выставки пополнили естественнонаучную коллекцию музея.
Еще одна интересная выставка, материалы которой пополнили музейные фонды — «Башкирская юрта». Житель башкирского села Иткуль Челябинской области Федоиль Юзлекбаев — автор многочисленных статей по истории и этнографии башкирского населения — собрал замечательную коллекцию памятников материальной и духовной культуры башкир. В коллекции, насчитывающей более ста памятников, самые разнообразные предметы, дающие представление о традиционной культуре башкир. Среди них — домашняя утварь, посуда, вышитые ковры «шершау», образцы мужской и женской одежды (в том числе свадебный наряд невесты), изделия традиционных промыслов. Особое место занимают культовые памятники: языческие обереги, священная книга мусульман — Коран X—IX в., головной убор мусульманского духовного лица, молитвенный коврик — намазлык и т. д.
На основе собранной им коллекции, дополненной экспонатами из фондов музея, была создана уникальная этнографическая выставка. Центральным объектом стала настоящая башкирская юрта, в которую посетитель мог не только заглянуть, но и войти. Экскурсовод знакомил с предметами и через них вводил посетителя в мир материальной и духовной культуры башкирского народа.
Уникальная авторская выставка художественного стекла работала в здании Музейно-выставочного центра летом 2005 года. Имя народного художника России москвича Алексея Зеля знакомо завсегдатаям художественных салонов как имя мастера стекольной пластики и уже давно известно в самых престижных кругах не только в России, но и за рубежом.
Воздушные, искрящиеся натюрморты: «Белые хризантемы», «Бабье лето», «Одуванчики», виртуозные по сложности исполнения, — не имеют аналогов в отечественном и зарубежном стеклоделии. Посетители по достоинству оценили творчество автора. Все без исключения, посетившие выставку, отметили, что работы мастера заставляют зрителя вспомнить о раритетах петровского времени и ювелирных изделиях фирмы Фаберже. Книга отзывов о выставке переполнена словами благодарности и автору, и сотрудникам музея, подарившим горожанам и гостям истинное духовное наслаждение.
Самым ярким выставочным проектом стала выставка «Фаберже: утраченный и обретенный», которая работала в здании музея по пр. Ленина, 69/10 в сентябре — ноябре 2004 года. Екатеринбург стал вторым городом, где она экспонировалась, после Москвы и перед Санкт-Петербургом.
С первых дней работы выставка вызвала повышенный интерес не только у жителей Екатеринбурга и Свердловской области, но и соседних областей, а также гостей города из других регионов России и зарубежных стран.
Среднее количество посетителей в день составило более полутора тысяч. Востребованность выставки сохранялась на протяжении всего периода ее работы. Учитывая активное стремление посетителей познакомиться с творчеством мастеров фирмы К.Фаберже и увидеть коллекцию, возвращенную в Россию председателем Совета директоров компании «СУАЛ-Холдинг» В.Ф. Вексельбергом, администрацией музея была предложена оптимальная система экскурсионного обслуживания посетителей. Ежедневно на выставке работали 7-8 экскурсоводов, научных сотрудников музея, каждый из которых проводил по 10-11 экскурсий и более. Просторный выставочный зал, четкая организация экскурсионного обслуживания, тщательно продуманное содержание экскурсионного рассказа позволили организаторам каждые 10-15 минут пропускать в зал новую группу экскурсантов в количестве 20-25 человек.
Многие посетители, покидая музей, оставили в Книге отзывов слова благодарности В.Ф.Вексельбергу, представителям Фонда «Связь времен» и сотрудникам музея, принявшим участие в организации экспонирования уникальной коллекции в Екатеринбурге. За два месяца работы выставки «Фаберже: утраченный и обретенный» ее посетителями стали более 100 тысяч человек.
Музей продолжает работу над выставочными проектами, расширяет географию участников и темы выставок. О новых выставках вы всегда можете узнать на нашем сайте: www.uole-museum.ru .