Владыка Будимлянско-Никшичский Иоанникий — о том, почему сербы так любят святого князя-воина Александра Невского и Русского царя, о славянском единстве. О том, чем схожи ситуации в Черногории и на Украине и почему власть должна слушать голос Церкви.
– Владыка, вы часто бываете в России, за последнее время несколько раз гостили в Санкт-Петербурге, который связан с именами известных личностей Сербской Церкви и сербского народа. Расскажите нам, каким образом.
– Когда кто-нибудь приезжает в Петербург, особенно священнослужитель из Черногории, первым делом он посетит самые значительные русские святыни в Петрограде, начиная с Александро-Невской лавры, Иоанновского монастыря, множества других святых мест и кончая Никольским морским собором в Кронштадте.
Но что для нас, сербов из любого края нашего Отечества, особенно важно? Исключительно важен для нас тот факт, что в Александро-Невской лавре, в старой Благовещенской церкви, похоронен последний Сербский патриарх эпохи турецкого владычества– Василий (Йованович-Бркич).
Эти исторические личности во времена турецкого рабства связывали наш народ с Россией.
Будучи изгнан и лишен престола, он искал помощи у России в надежде, что благодаря Русской Церкви сумеет восстановить Сербскую Патриархию и вернуться к своей пастве. К сожалению, этому не суждено было сбыться, но он нашел в Санкт-Петербурге свое последнее упокоение – вместе с преданным ему митрополитом Черногорским Василием (Петровичем).
Два великих Василия – один патриарх, а другой митрополит Черногорский,– два великих борца за спасение Православия и за спасение единства нашей Церкви покоятся вместе в Александро-Невской лавре.
А рядом с ними и граф Савва Владиславич, который долгое время был у нас практически неизвестен, но сыграл важную роль в истории российской государственности. Он был одним из главных соратников императора Петра Великого.
И у нас о нем узнали больше, когда наш известный поэт Йован Дучич написал прекрасную монографию о нем. Этот русский государственный деятель сербского происхождения тоже нашел свой вечный покой под сводами Александро-Невской лавры. Здесь же покоится и генерал Милорадович – герой войны с Наполеоном, соратник Кутузова и, конечно же, великий серб.
Мы гордимся тем, что и граф Савва Владиславич, и несколько Милорадовичей вошли в русскую историю. Эти исторические личности во времена турецкого рабства связывали наш народ с Россией. Они давали надежду и силу нашему народу бороться за освобождение от османского владычества.
Видимо, был особый Божий Промысл, что мы в эти нелегкие годы турецкого ига поддерживали особым образом связь с царской Россией и Русской Православной Церковью.
– Раз уж мы начали разговор с Александро-Невской лавры, хотелось бы коснуться почитания сербами святого князя Александра. Известно, что этот русский святой пользуется в Сербии большой любовью, но у вас в епархии его чтят особым образом. Это очень интересная история. Как произошло, что живущее так далеко от России сербское племя почитает Александра как своего небесного покровителя?
– Святой Александр очень почитаем и как выдающаяся историческая личность, и как человек Божий у всех православных народов, а особенно у славян.
Но сербский род Васоевичей, живущий на территории нашей епархии, действительно, считает его своим небесным защитником и покровителем. Это особое почитание началось в середине XVII века, когда именно в день памяти святого Александра Невского Бог даровал победу Васоевичам в бою с иноверцами – турками и климентами, угнетавшими и грабившими сербские племена в окрестных горах.
Согласно сохранившемуся преданию, в XVII веке было две подобные битвы, попадавшие на день Александра Невского, и в обеих сербы одержали победу. Говорится и о том, что наш народ накануне сражения дал клятву святому князю Александру Невскому, молился ему как небесному заступнику, просил защитить их племя и дать храбрость сражающимся героям. А в случае победы они дали слово славить этого святого как своего покровителя во все последующие времена. Идя на смертный бой, сербы пели песню, которую их потомки поют и сегодня:
и святой Лесендро!
будем славить мы тебя до века.
С этой песней они ринулись в бой и победили.
Во времена коммунизма всё это было несколько подзабыто, но в 1990-е началось духовное обновление, и традиции окрепли. Была отреставрирована церковь, построенная воеводой Васой, и снова началось почитание святого Александра Невского в этих краях.
– Имя страстотерпца царя Николая тоже имеет особое значение для всех сербов, и с вашей епархией также оно связано. В какой мере почитается память Романовых?
– Все балканские и другие православные народы были во время турецкого ига под защитой русский царей.Нужно видеть храмы, которые были воздвигнуты с русской помощью от Палестины до нашего Никшича!
Вклад русских царей в сохранение Православия очень велик, но святой царь Николай особенно почитаем у сербов. Он защитил наш народ во время Первой мировой войны. Он был главной личностью, вдохновившей наш народ на военное объединение для того, чтобы дать достойное сопротивление австро-венгерской силе. Сам военный союз между Сербией и Черногорией утверждался тогда с поддержкой России, с известными гарантиями, данными Россией.
Когда произошла революция и царь был убит, то сербский народ воспринял случившееся как свою собственную трагедию
Когда Австро-Венгрия оккупировала Сербию, царь Николай лично вмешался в происходящее и поставил союзникам условие: если они срочно не окажут помощь и не выполнят свои обещания в отношении сербов, то он разорвет с ними отношения. Это имело большое значение.
Конечно, мы благодарны и другим народам, помогшим нам в тот момент, но сербский народ никогда не забудет, что из-за нас Россия вошла тогда в серьезные испытания, и когда в ней произошла революция и царь был убит, то сербский народ воспринял случившееся как свою собственную трагедию.
Отдельная история – то, насколько русская помощь на протяжении веков была значима для нас – Сербии и Черногории. Самый красивый до недавнего времени храм нашей епархии – собор святителя Василия Острожского в Никшиче – был построен с русской помощью. В его возведении приняли участие два российских императора. Александр III дал средства на начало строительства, а закончен храм был уже при царе Николае II. Поэтому мы почитаем Романовыхкак наших ктиторов и особо отмечаем день их церковной памяти 17 июля. Мы прославляем всех Царственных страстотерпцев в этот день и молитвенно поминанием всех Романовых.
– Этим летом в Белграде в храме святого Саввы прошла хорошая выставка, посвященная династии Романовых. Тогда в городе стояла сильная жара, но, несмотря на это, выставка собрала много посетителей. Какое значение имеют, на ваш взгляд, подобного рода мероприятия, встречи, презентации, выставки, события, освежающие память о династии Романовых и русской царской семье?
– Если учесть, насколько сильно мы ощущаем близость с русскими в духовном и культурном плане, то можно сказать, что подобных мероприятий не так уж и много. Их должно быть намного больше.
С нами произошла трагедия, которая длилась от Октябрьской революции и до недавнего времени: почти 100 лет связи между сербами и русскими были практически разорваны.
Подобных мероприятий должно быть намного больше.
Их разорвал, прежде всего, коммунизм. Наш король Александр Карагеоргиевич именно из-за убийства царя Николая и его семьи долгое время не хотел устанавливать дипломатических отношений с СССР – это объяснимо, но только само по себе это положение шло во вред нашим отношениям.
Вскоре после окончания Второй мировой войны Тито поссорился со Сталиным и начал вести очевидно прозападную политику. Интересно, что наш народ именно так это и воспринял: никто не истолковал это как то, что Тито дистанцировался от вашего большевизма и коммунизма, все поняли это как удаление нашей власти от Православия.
Это был настоящий парадокс. В Советской России коммунизм тогда был на пике своего могущества, а наш народ этого не ощущал, не знал, что же там – в Советском Союзе – происходило. Народ продолжал и дальше воспринимать Россию как православную державу.
В силу всех этих трагичных обстоятельств вплоть до новейшего времени все наши связи с Россией были сведены к минимуму.
«Безумна власть, которая думает, что может принести благо своей стране, совершая насилие»
– Как вы лично оцениваете современное состояние православного мира, прежде всегославянского? На протяжении веков мы ощущали себя одним целым – и сербы, и русские, не говоря уже о еще более близких по крови народах. А сейчас мы стоим перед фактом всё большего разделения. Наша братская любовь под большим вопросом. Нас разделяет всё больше границ. Это прекрасно видно по судьбе бывшей Югославии. На Украине сейчас идет настоящая жестокая война между братьями. Почему это происходит с нами, и как нам преодолеть эти искушения?
– Думаю, что Церковь здесь может сыграть огромную роль, и власти в наших странах должны были бы слушать ее голос.
Сейчас самую острую проблему я вижу на Украине. Это не значит, что проблем нет и в других местах славянского мира, просто там они еще не достигли фазы эскалации. Того, что происходит на Украине, можно было ожидать – потому что на Украине осуществлена попытка изменения самосознания, самоидентичности народа.
Это «украинство» форсировано искусственным путем. Насколько я знаю, и сегодня многие украинцы говорят на чистом русском языке и ощущают себя органической частью русского народа, а особенно сильно они ощущаютсебя частью Русской Церкви. И этот факт нынешние власти Украины должны уважать.
А та часть граждан Украины, которая не ощущает себя частью русского народа, не говорит на русском, естественно, имеет на это полное право. Если у них такой духовный фундамент, то в России никто ничего не имеет против этого.
Страшно то, что в своей стране люди, жившие там веками, претерпевают гонения и дискриминацию от властей из-за своего языка, веры и национального самосознания. Безумна та власть, которая думает, что может принести благо своей стране, совершая насилие, пытаясь изменить самосознание народа. Это удар по свободе, неприкосновенности личности, по основаниям человеческих ценностей.
Поэтому противостояние и приняло такие радикальные формы, и боюсь, это не прекратится легко и быстро. Сегодняшняя власть на Украине думает, что с помощью Запада можно осуществить задуманный безумный проект. Но его осуществить невозможно! Ничего хорошего из этого не получится.
Необходимо разговаривать с народом, слышать его голос, уважать свободу личности, свободу всякого человека. До тех пор, пока они хотят идти путем насилия, не может быть ничего хорошего.
Насколько я знаю, целые области оказали сильное и решительное сопротивление этому безумному проекту. Думаю, что будет сопротивление и в других областях. Сейчас мы должны молиться Богу о том, чтобы ответственные люди и власти на Украине как можно скорее отложили в сторону оружие и сели за стол переговоров. Только так можно найти решение.
Очень горько, что столько невинных людей страдает, что люди пострадали буквально ни за что, что пролилась человеческая кровь из-за этого безумного проекта. Это очень опасно.
Нечто аналогичное происходит в Черногории, только с той разницей, что пока без вооруженного противостояния. Но и здесь у нас проводится проект искусственного изменения самосознания.
Мы имеем дело с противоестественной ситуацией. В черногорском парламенте и в органах власти против воли народа принимаются некоторые решения, которые очень опасны, очень серьезны и рискованны. При этом наши власти знают, что эти решения противоречат мнению большинства. И они всё равно проводят их силой, нажимом.
Решение о присоединении к санкциям против России – против народной воли. Решение о вступлении в НАТО – против народной воли. Это всем известно – это показывают в первую очередь их собственные исследования общественного мнения. Но они и дальше это продавливают. Это ничего хорошего не может принести Черногории.
«Самым опасным является помрачение на духовном уровне»
– На Украине существует очень острая проблема – раскольники, которых возглавляет изверженный из сана и отлученный от Церкви Денисенко. Когда на первый план вышла военная риторика, этот старый аферист в ней самым активным образом участвует. Попросту говоря, активно «пиарится». Если здоровый человек посмотрит на такое со стороны, то это всё выглядит как какая-то глобальная шизофрения. Что ожидает людей, называющих себя православными христианами и идущих за такими лжепастырями? Какие духовные последствия всё это может иметь для душ людей, возможно неосознанно в этом участвующих?
– Этот раскол на Украине – самое опасное. Самым опасным является помрачение на духовном уровне.
Когда проливается кровь и ведется информационная война против России, раскольники видят в этом шанс привлечь на свою сторону как можно больше людей. Если бы начали использовать нормальные аргументы, вели диалог и могли говорить спокойно, то было бы очевидно, что нет никакого повода для этого раскола. И всё меньшее число людей присоединялось бы к нему.
Однако расколы как раз и появляются там, где имеют место мотивы, связанные с самыми низменными человеческими страстями. По сути своей это мотивы нерелигиозные. Например, самолюбие, эгоизм или некий национализм, шовинизм. Если эти мотивы возобладают над религиозными, то произойдет трагедия.
Я был удивлен, когда узнал, что этот раскольник Денисенко лично отправился в США просить оружие для Украины, чтобы она убивала им свой народ. Было странно видеть этого человека на центральной площади Киева в компании всех тех деятелей, кто принес величайшее зло самой Украине, тех, кто вызвал столкновения и кровопролитие. Этот несчастный раскольник, по сути, наживается на горе своего народа.
Нормальный человек может только сожалеть о том, до какой степени помрачения дошел тот, кто когда-то был епископом.
– К чему призваны пастыри Божии во время подобных искушений и потрясений?
– Хорошо помню слова нашего блаженно почившего Патриарха Павла, который был Предстоятелем нашей Церкви в период страшных испытаний, когда на всей территории нашего Отечества шла гражданская война, когда распадалось государство. Он всегда говорил о мире, но не на некий поэтический манер. Он всегда призывал не вызывать кровопролития, но и подчеркивал, что народ долж…
Источник: