Небольшая, но очень интересная выставка о жизни староверов в Эстонии открылась в Академической библиотеке Таллинского университета. Всего представлено более 200 экспонатов, которые рассказывают о традиционной культуре так называемых остальцев Русской Древлеправославной веры.
История местных русских староверов, живущих довольно замкнутой, но духовно богатой жизнью, насчитывает более 350 лет. Всего же в стране проживает примерно пятнадцать тысяч староверов по происхождению.
Уникальна выставка «Староверы Эстонии: вера, традиционный уклад, культура» и тем, что обычно закрытые, тайные стороны жизни представителей этой культуры впервые становятся достоянием общественности. Выставка является продолжением научно-исследовательского проекта, в рамках которого ученые Вильнюсcкого университета летом этого года работали в городах и деревнях Причудья и Тартуском Литературном музее, итогом должна стать научно-популярная книга о фольклоре староверов.
По словам руководителя проектов Общества культуры и развития староверов Земфиры Лампманн, примерно полгода экспонаты и фотоматериал для выставки собирались в домах староверов, моленных, всевозможных архивах и частных собраниях Александра Дормидонтова, Павла Варунина и других коллекционеров староверческого наследия. Некоторые предметы были предоставлены Старообрядческим музеем в деревне Колкья в Причудье.
Определенно вызовут интерес прекрасно сохранившиеся образцы рукописных книг, особенно певческих, ведь искусство крюкового письма — своеобразной нотной записи церковных песнопений, древнерусского знаменного роспева, которое практиковалось староверами, почти утрачено. Это достойно сожаления, так как староверы должны были уметь петь так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце».
На открытии выставки девочки из причудского хора Нины Бараниной показали, как надо петь крючки: естественным голосом, но так, чтобы душа во время пения раскрывалась.
«Книги в жизни староверов — это нечто основополагающее. Книги были настолько же важны, как и иконы. Они долго были единственным источником образования», — говорит Лампманн. На выставке представлены книги, датируемые XVII веком, и для тех, кто понимает старославянские тексты, прочесть их не составит труда.
Сквозь стекло выставочных витрин можно увидеть предметы быта и культа, иконы, картины, образцы художественной резьбы по дереву и другие изделия народного промысла. Четки, они же лестовки, сохранили византийскую форму. Интересно отметить, что у староверов Иисус ни на одном из крестов не изображен скорбящим — он ликует. На выставке демонстрируются так называемые подрушники — коврики, на которые прихожане опираются, кланяясь до пола во время молебна. Очень интересны, к примеру, варианты мужских и женских причесок, которые были «модны» на рубеже XIX — XX веков.
Молельная одежда мужчин и женщин у староверов украшена сине-красной вышивкой, а свадебный наряд невесты — не пышный, также украшен вышивкой и напоминает мужскую сорочку. «Свадьба — обряд нужный, но не главный в жизненном укладе староверов Эстонии, — пояснила Лампманн. — У них, беспоповцев, осталось два главных таинства: крещение и покаяние. К ритуалу погребения готовились тщательно, всю жизнь, очень спокойно и с достоинством». В основе жизни староверов всегда были и есть вера, семья и труд. И, как подметила Лампманн, обязательная чистота во всем: в доме, в помыслах, в душе и теле.
Выставка проходит при поддержке Целевого учреждения интеграции, Фонда Kultuurkapital, Министерства культуры и Таллинской горуправы. По словам Лампманн, в скором времени она станет передвижной и будет экспонироваться по Эстонии, начиная с Причудья.
«Если до 1940 года у староверов был «золотой век», сейчас настал «век серебряный». Я не вижу никаких проблем, если человек решил реализоваться в этой культуре», — сказал председатель Общества культуры и развития староверов Павел Варунин.