С 25-го на базе «Театриума на Серпуховке» стартует уже девятый «Гаврош» — билеты сметаются. В этот раз тема дня — Польша, приезжают лучшие коллективы из Варшавы, Торуни, Познани, Белостока… Если, скажем, датчане нас удивляли в большей степени театром малых форм (действа на одного-двух-трех артистов), то польский детский театр вполне себе «полноценен», близок к нашей традиции: тут и мощные декорации, и куча участников, а уж задумки… о них надо сказать особо — от афиши глаза разбегаются. Что неудивительно: ведь у руля феста стоят два арт-директора — Тереза Дурова и Марина Райкина, которые отбирали все лучшее целый год.
«Байка» — по-польски «сказка», и ровно так же называется чудесный театр из Торуни «Бай Поморский», который открывает «Гаврош» (на основной сцене «Театриума на Серпуховке») невероятно зрелищным «Самым маленьким балом в мире». Идет чуть больше часа, приглашаются детишки буквально от семи лет… Так чем этот «Бал» в постановке Павла Эгнера необычен? «Играя в таком спектакле, мы чувствуем себя словно в экспериментальной лаборатории, это поистине завораживающее путешествие, но возможное при поддержке классной телетехники», — говорит актриса Доминика Ментус, исполняющая роль девочки Минутки.
«Бал» — современная сказка, сказка добрая, но поднимающая проблемы существования ребенка в семье — когда либо его не слышат родители, либо он не слышит родителей… Но главное — это первый спектакль, где телевизионные технологии использованы на полную катушку, что называется, «по-взрослому»: тут вам и телепавильон, и съемка в режиме онлайн, и расставлены настоящие камеры из телестудий… Формат производит ошеломляющее впечатление.
Как это ни покажется странным, фестиваль освящен именем Януша Корчака — великого врача и великого педагога, хотя ничего странного: Корчака называли первым детским омбудсменом (неформальным), в Польше его знали под именем Старого Доктора. На фесте с ним связаны две вещи: во-первых, это красочная выставка из Варшавы из 20 интересно оформленных стендов, представляющих все жизненные свершения Корчака (пройдет в Доме русского зарубежья). Во-вторых, БДТ им. Товстоногова привозит свойединственный кукольный спектакль с уникальными куклами «Когда я снова стану маленьким» — также по прозе Януша Корчака. В Питере спектакль пользуется огромным успехом.
Самое популярное слово на фесте — «гусь». Потому что на Малой сцене «Театриума» с 25-го пойдет юморной спектакль со стильными куклами — «Хорош гусь!» от Театра анимации из Познани в режиссуре Марты Гусьнёвской (депрессивная гусыня искала смысл жизни и таки обрела его в совершенно неожиданном содружестве и контексте). Когда эту вещь показывают в Польше , смех в зале не утихает.
Второй «гусь» «Гавроша» — это работа «Гусыня, смерть и тюльпан» («Театр Бай», Варшава), этакая кукольная элегия, где бродит совсем нестрашная трогательная смерть в клетчатой рубашечке. Не с косой, не с колбасой, но с улыбкой… Родители обычно боятся говорить с детьми о смерти. Что ж, на помощь приходит «Театр Бай», причем в очень корректной и тонкой форме.
Самый малословный спектакль из Белостока (а точнее, без единого слова) — это «Ленка» (на 50 минут для детей от 3 лет) о похождениях решительной рыжей девчонки, причем раскручивается сюжет в большой картонной коробке; вообще, надо сказать, в Польше два сильных кукольных города — Белосток и Познань, так вот Театр анимации из Познани привозит часовое действо «В бочке спрятанный» (покажут в театре «У Никитских ворот»). Куклы сделаны из сучков без клея и гвоздей, это умопомрачительно.
Самый предметный спектакль «Гавроша» — «Огонек» (от семи лет): ночью неожиданно начинают оживать предметы — тапочки, часы, подушки. Они ведут разговор, который мы в жизни никогда не услышим, — о самопожертвовании. И наконец, самый пластичный — это«Микрокосмос» (Вроцлавский театр пантомимы им. Хенрика Томашевского): языком современного танца представлен животный и растительный мир, а настроение создают музыка и свет. Тут занята масса артистов-танцоров, чья игра бежит под мягкие созвучия фортепиано, виолончели и контрабаса.
Источник: