Фестиваль остается верен своим традициям и принципам: преодоление любого рода границ, будь то границы между странами или жанрами. Все театральные проекты, участвующие в фестивале, так или иначе «забегают» на смежные творческие территории — современное искусство, танцевальный авангард, стрит-арт, медиатехнологии и т.д. Чуть более короткая программа этого года нисколько не уступает прошлым «выпускам» фестиваля по значительности участников, о которых стоит рассказать поподробнее.
Специальный проект «Территории» и давнего партнера фестиваля, Московского музея современного искусства (ММОМА), объединил сразу двух звездных мастеров: французского художника Лорана Перно и российского хореографа Анну Абалихину (оба хорошо знакомы западноевропейской публике). На самом деле Перно везет в Москву свою персональную выставку, которая как раз и расположится в залах ММОМА на Тверском бульваре. И в пространстве этой выставки, в окружении видеоинсталляций, арт-объектов и интерактивных проекций и «оживет» постановка Ани Абалихиной, которая, как и экспозиция Лорана, посвящена попыткам осознания вечности, теме утрат, забвения и сиюминутности человеческого бытия.
После 8 октября видеозапись перформанса также войдет в экспозицию выставки, которая продлится до 25 октября.
Рашид Урамдан — главный концептуалист среди современных французских хореографов, а также культовая личность современного французского театра. Он не раз приезжал со своими постановками на Авиньонский фестиваль — одно из важнейших, если не самое важное мировое театральное событие года. Алжирец по происхождению, свои постановки он так или иначе всегда посвящает переживаниям, с которыми столкнулась его семья во время Алжирской войны за независимость — притеснения, лишения, потери близких, бремя памяти и тоска по родным местам. Одновременно сложная, разноплановая и лиричная хореография Урамдана в его спектаклях сочетается с непривычными техническими решениями вроде воссоздания настоящего ливня, ради которого над сценой размещают гигантскую канистру с водой.
На радость российской публике в программе фестиваля сразу две постановки Рашида Урамдана — в прямом смысле слова дымная «Сфумато» (дым — непосредственный участник спектакля, как, кстати, и вода) и новая «Удерживая время», которую хореограф поставил вместе с труппой российского театра «Балет Москва».
Знаменитый финский хореограф и танцовщик Теро Сааринен в этом году празднует 50-летие, а вместе с ним и 30-летний юбилей на сцене. По этому случаю он решил переосмыслить не только и не столько свой жизненный путь, сколько путь, который так или иначе проходит каждый мужчина — приятные и мучительные перемены, терзающие сомнения и оглушительные победы, попытки сделать сложный выбор и чувственные переживания. В своих полных одновременно драматизма, динамики и плавной, гибкой, при этом слегка рваной хореографии постановках Сааринен, по его словам, сочетает балетную классику, современный танец и элементы японского танца буто, который особым образом трактует телесность и обращается к «антитехничности» как инструменту выразительности (вплоть до танца на кривых ногах, немыслимого для классической европейской хореографии). По мнению критиков, несмотря на то, что спектакль посвящен мужчинам и участвуют в нем только танцовщики мужского пола, он имеет глубокий общечеловеческий посыл — проще говоря, водоворот меняющихся чувств, событий и переживаний, о которых и размышляет в «Превращаемых» Сааринен, одинаково знаком и понятен всем без исключения.
Совместная работа французского хореографа и костромской компании «Диалог Данс» — одной из самых интересных и успешных в России — впервые была показана на арт-площадке «Станция» в Костроме в конце прошлого года и собрала бурные овации, а теперь доехала и до столицы. Ее название на английском звучит гораздо менее драматично, нежели по-русски: Pastime Paradise значит скорее рай, оставшийся в прошлом. Эта постановка, очень лиричная и какая-то очень личная, она больше рассказывает о ностальгии, с которой вспоминаются особо трогательные, дорогие сердцу или даже драматичные события прошлого — детство и первая любовь, ушедшие отношения, близкие, которых уже нет рядом. Ключевой декоративный элемент сценографии в спектакле — качели, вокруг которых разворачивается часовой танцевальный экскурс в архивы памяти четырех участников. Кто-то еще совсем юный, легкий, быстрый и наглый, смело смотрящий в будущее, кто-то — пожилой и тучный, живущий воспоминаниями (возможно, это и вовсе один и тот же человек), но каждому из них знакомо это беззаботное чувство полета на «крылатых» качелях, когда нет ни проблем, ни забот, ни прошлого — «только радость впереди».
«Потерянный рай» — не первый международный проект основателей «Диалог Данс» костромчан Ивана Естегнеева и Евгения Кулагина. Собственно, и с Карин Понтьес они уже успели поработать в прошлом — за совместный спектакль Miriflor труппа была удостоена своей первой «Золотой маски» в 2011 году (вторую они получили годом позже).
Показанный впервые на сцене швейцарского театра Vidy в 1998 году, спектакль немецкого режиссера, композитора и музыканта Хайнера Гёббельса основан на записных книжках Поля Валери, Георга Кристофа Лихтенберга, Людвига Витгенштейна и Макса Блэка. В этой постановке Гёббельс заставляет артистов работать рука об руку и на равных правах со звуком, светом и даже пиротехническими эффектами — все они выступают как партнеры и соавторы того, что рождается на сцене. Вспышки огня и фрагменты записных книжек великих мыслителей иллюстрируют внутренний мир ученого, путь его озарений и моменты его отчаянья.
Организаторы предупреждают, что запах серы может вызвать аллергическую реакцию, поэтому будьте внимательны к своим ощущениям.
В этом году в программе фестиваля две постановки российских режиссеров, чьи имена многим знакомы и без особого представления.
Во-первых, в рамках «Территории» в этот раз состоится премьера «Кому на Руси жить хорошо» в постановке Кирилла Серебренникова, который предложит зрителям задаться некрасовскими вопросами, похоже, вписанными в генокод российской истории, настолько они актуальны — невозможность обретения внутренней, а подчас и внешней, свободы и удобство привычного рабства.
Во-вторых, в ЦиМе покажут «Три сестры» в режиссерской трактовке Тимофея Кулябина, каждая постановка которого непохожа на предыдущую, успешна и интересна. В этот раз одно из ключевых чеховских произведений (кстати, такженикогда не утрачивающее актуальности) превратится в черную комедию и триллер одновременно. Кулябин относится к молодому поколению режиссеров, которых чуть ли не с первых постановок заметили и полюбили и критики, и зрители, так что за билетами стоит поспешить.
Также впервые в программу «Территории» вошла трансляция лучших спектаклей, которые привозили в Россию в рамках фестиваля за время его существования. Театральный видеомарафон в «Гараже» откроется 30 сентября «Полнолунием» Филиппа Григорьяна, за которым покажут спектакль Circo Ambulante, поставленный Андреем Могучим в Театре наций, «Гамлет» и «Враг народа» Томаса Остермайера, «Карл Маркс: Капитал», поставленный в театральной компании Rimini Protokoll Даниэлем Ветцелем и Хельгардом Хаугом, «Театр в тюрьме» Кирилла Серебренникова и Алекса Дауэра, Tragedia Endogonidia Br.#04 Brussels Ромео Кастелуччи и многие другие выдающиеся работы.
Билеты, а заодно и все подробности о фестивале «Территория» можно найти на его официальном сайте.
Источник: