Мы знаем, что вы будете делать сегодня вечером. Да, что там — даже в эти выходные. И не только потому, что «URA.Ru» знает все. Просто на Урале стартует событие, которого ждали три года. Все стоны и вздохи, что в Екатеринбурге скучно, нечем заняться, что столицы наших областей и округов — провинция, более не актуальны. Сегодня вечером официально откроется Уральская индустриальная биеннале. Она стоит в одном ряду с Московской, которая также начнется совсем скоро. Журналисты «URA.Ru» прошли десять этажей основной экспозиции в гостинице «Исеть», перепахали всю программу других площадок, изучили смыслы каждого экспоната и готовы рассказать: что стоит смотреть, куда заходить не нужно, чему удивляться, а где лучший ракурс для инстаграмма. Пропустить это нельзя — вы лишитесь морального права ругать окружающий мир.
Самое важное, что нужно знать о современном искусстве — у него нет единой, четкой интерпретации.
Произведения, которые вы увидите на биеннале, неповторимы в настоящий момент. Уже на следующий день они будут выглядеть совершенно иначе.
Об этом, к слову, говорила и руководитель проекта Алиса Прудникова, когда проводила экскурсию для свердловского губернатора Евгения Куйвашева. Сановника заинтересовал белый солдат в белой комнате на белом столе. «Посмотрим, когда биеннале закончится, останется ли этот солдат одиноким», — рассуждала Алиса, давая понять, что изменения возможны даже не каждый день, а каждый час.
Программа биеннале насыщенна. Она проходит с 9 сентября по 10 ноября, и даже на десяти этажах основной экспозиции в гостинице «Исеть» будут изменения. А помимо этого на других площадках будут не менее интересные события (но об этом ниже).
Обладая этим багажом знаний можно заходить в «Исеть» не опасаясь.
Тема нынешней выставки — «Мобилизация», которую (традиционно для современного искусства) художники рассматривают с самых разных аспектов. Культурные коды и смыслы можно искать во всем. Например, в том, что площадки биеннале, здания эпохи конструктивизма — типография «Уральский рабочий» и гостиница «Исеть» — хранят дух индустриализации, но требуют мобильного решения своей судьбы. Или, что арт-резиденциями для художников из семи стран стали заводы Челябинской и Свердловской областей, переживающие кризис и также мобилизующие свои силы для борьбы с ним.
Сам тур художников также признан мобилизационным. Если в прошлые годы каждый художник получил по одному заводу, то теперь веселая группа мастеров колесила по площадкам вместе в автобусе. Мобилизовались.
Биеннале правильно смотреть сверху вниз: на 10-й этаж «Исети» можно подняться на коммунистически красном лифте (вмещает только троих),
либо пешком. Приветливые экскурсоводы проводят вас наверх, по пути рассказав, что вы теперь тоже участник современного искусства, потому как мобилизуете свои силы (умственные и физические) для ознакомления с выставкой.
Крутить «мобилизацию» можно как угодно — для пытливого уральского ума одна радость.
Во-первых, теперь биеннале — это вполне семейное мероприятие. На последнем этаже есть детская комната, оформленная облаками, и здесь обещают отдельную приятную маленьким горожанам программу. Взрослые сюда тоже заглянут, потому что мало кому повезло посмотреть на Екатеринбург с таких ракурсов.
«Проводить биеннале в „Исети“ стоило только для того, чтобы открыть этот вид на город», — говорит Прудникова, и аргументов для спора с ней — нет.
Вид с последнего этажа — это вид на Свердловск 30-х. Вы никогда не видели стол масштабный архитектурный ансамбль одной эпохи:
в окнах бывшей малосемейной общаги ЧК — Дом промышленности, недостроенный первый небоскреб, военный штаб, ДК им Орджоникидзе, другой соцгородок. Это место, где строили и новый город, и новую советскую жизнь.
Под стать виду — экспозиция на этаже — исследовательский проект «Городок чекистов: от утопии к авангарду». Жилой комплекс НКВД представлен в фото и видео- и архивных документах, но главное — в историях, которые рассказывают его жители из прошлого и настоящего.
В одной из комнат (бывшем гостиничном номере) и вовсе установлены колонки — в них звук из реальной квартиры в доме по соседству.
Итоговая выставка программы арт-резиденций — это не только арт-объекты, созданные на уральских заводах, но и результат общения художников с новым промышленным миром. В трамвае, которые неделю колесил по улицам Нижнего Тагила, Юрий Кручак создал «Мастерскую плаката». А соавторами стали пассажиры, нарисовавшие любимые места в городе и рассказавшие трогательные истории из жизни.
Швейцарские художники Дэвид Зиперт и Штефан Бальтенспергер, выбрав объектом творчества Ирбитский мотоциклетный завод, нашли «двойников» (по объявлениям о приеме на работу) и доверили им создание арт-объекта. Знакомые и странные звуки прозвучат в аудиоинсталляции «Звуки Калача для горожан»: испанец Хесус Паломино записал сначала движение по Алапаевской узкоколейной железной дороге, потом воспроизвел его в заводских цехах.
Кураторы основного проекта Ли Чженьхуа и Бильяна Чирич попытались показать ту грань, что соединяет Европу и Азию, и Урал, как место, где сходятся части света. «Без сущности» — проект Ли Чжэньхуа, в котором художники различными способами старались выяснить, есть ли у искусства начало. Проект Бильяны Чирич называется «Место для маневра: между абстракцией и аккумуляцией» и одним из объектов стала работа Йоко Оно — комната, в которую надо заходить по одиночке и медитировать.
На самом деле мы говорим о четвертом этаже, но наличие куратора китайца в корне изменило нумерацию в «Исети». Запрещенная цифра «четыре» превратилась в «ноль».
В уютной комнате сидит в удобном кресле милая женщина. Она вяжет переведенное в схему для вязания множество Мандельброта [множество точек c на комплексной плоскости, для которых итерационная последовательность является ограниченной]. С 2011 года в разных городах и странах бабушки при помощи спиц и крючка стараются ограничить пустоту. Всем желающим они показывают формулу и ту точку, на которое проект находится в данный момент.
Но мы должны предупредить: к прогулке по гостинице нужно быть готовым.
На этажах вы увидите молодых людей, которые останавливаются, смотрят друг другу в глаза, ложатся на пол и ловят ваш взгляд. Это тоже искусство.
Таким образом, художники фиксируют, как устанавливается зрительный контакт. По задумке, заодно это и разговор о том, что коммуницировать можно без агрессии.
Скажем честно, от увиденного сначала мурашки по коже.
Еще на площадке есть работа Йоко Оно (вдовы Джона Леннона), съемка пустого кабинета мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, восхитительные фотосъемки из канализационных люков рядом с домами власти Екатеринбурга, настоящий дом городской достопримечательности — черепашки-ниндзя.
Истинный вау-эффект — в номере Славы ПТРК. Все пространство от входа и до окна, пол и потолок, стены, двери заклеены лицами российскихзнаменитостей. Теми, что вы привыкли видеть на афишах (екатеринбуржцы знают, что в последние две недели кто-то старательно вырезал лица — теперь известно, где они).
Пересказывать остальное не имеет смысла — это нужно смотреть.
А самое главное — в этом нужно участвовать. Ведь что такое биеннале для Екатеринбурга. Первая и вторая, проведенные на площадке типографии «Уральский рабочий», объективно оживили это запущенное здание: теперь там и модный клуб, и кафе на любой вкус. И это снова живое здание.
Есть уверенность в том, что, пропустив через себя несколько десятков тысяч гостей, оживет и «Исеть», до биеннале памятник пустоте в центре Екатеринбурга. Алиса Прудникова и ее команда доказали, что умеют это делать. На биеннале выставлены работы первоуральского художника, которого ребята открыли благодаря проекту «Дом новой культуры», который курировали.
Их вклад трудно недооценить: на этажах вы увидите копию российской работы с китайской биеннале прошлого века. И сможете вспомнить, что первая Уральскаяиндустриальная биеннале 2010 года состояла только из копий. Ни одного оригинала! А теперь у нас есть Йоко Оно.
Да что рассказывать: откройте ленту новостей в фейсбуке, Вконтакте или инстаграмме. Фотографии светящихся разными цветами окон «Исети» — это уже часть биеннале. Но чтобы понять, почему они такие — нужно обязательно зайти внутрь.
С 10 сентября по 10 ноября цеха покинутой людьми типографии станут площадкой для перформанс-платформы. Специально созданные спектакли рассчитаны на «переработку» маргинальных помещений и привлечение зрителей не только к сопереживанию, но и к действию. Воспользовавшись натуральными декорациями эпохи первых пятилеток, создатели предлагают променад-спектакль, танцевальный перформанс и специальный поэтический концерт.
Здесь будут школа Николая Коляды, театра «Провинциальные танцы» и екатеринбургского Центра современной драматургии дополненные исследованиями и опытами зарубежных перформеров из Голландии, Китая.
«Заводы. Прямая речь» — так называется тотальная инсталляция московской художницы Кати Бочавар, автора Российского павильона на 53-й Венецианской биеннале 2009. Обратившись к производству на ПНТЗ, Ирбитском мотоциклетном, Сысертском фарфоровом и Артинском заводах, она пытается объяснить, что сегодня можно считать искусством и можно ли рассматривать детали и механизмы, как арт-объекты.
Огромные шестеренки, созданные итальянским художников Микеле Джангранде из сотен картонных коробок, отвоевали территорию в производственныхцехах. Город, который свои развитием обязан индустриализации, обязан хотя бы на время биеннале получить романтический символ движения, технического прогресса, развития. Кроме того, арт-объекты, создаваемые Микеле Джангранде, близки производственной специфике «Уралхиммаша»: все аппараты, выпускаемые заводом, имеют цилиндрическую форму, их корпуса собираются из гигантских «кругов».
Российская премьера «Шестерней» пройдет с 12 сентября по 30 октября на «Уралхиммаше», а впервые они появились на одной из площадок временного музеяв Риме к 150-летию объединения Итальянской республики.
Труд в советском и постсоветском пространстве стал темой проекта Кирилла Светлякова «Музей современного искусства: департамент труда и занятости». Цель — зафиксировать, как индустриальные формы производства переходят в нематериальные, отразить те изменения, которые происходят в процессе труда и отношение к нему человека. В экспозиции представлены работы, связанные с традицией советского «сурового стиля», макеты и демонстрационные планшеты, в разное времясозданные художниками Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Жуковского, а концептуальные акции 1970—1980-х годов показаны в фотоотчетах о коммунистических субботниках.
Источник: