Contemporary art — самое сложное для понимания искусство изо всех его видов. Каждая отдельно взятая работа непосвященному зрителю, как правило, кажется полной фигней. И только погружение в контекст позволяет вычитывать в работах тот смысл, который в них имеется. Т.е. чтобы оценить какого-нибудь молодого художника, надо иметь хотя бы рамочное представление обо всей истории современного искусства, начиная с Пикассо. Поэтому, если уж современное искусство в стране существует, то его должно быть много. Именно так обстоят дела в Праге.
В двух самых значимых музеях изобразительных искусств страны — Национальной галерее в Праге и Городском художественном музее Праги — существенная (если ни большая) часть площадей посвящена современному искусству. Постоянные экспозиции современного искусства имеются практически во всех музеях изобразительных искусств провинциальных городов. А количество галерей современного искусства в столице исчисляется десятками. Среди них есть коммерческие, некоммерческие, тематические, авторские. Специалистов в области сontemporary art готовят четыре вуза страны — две пражске академии (художественная и художественно-промышленная) и два университета крупных городов — Брно и Злина. В некоторых галереях имеются даже игровые экскурсии по новейшим экспозициям для самых маленьких посетителей. Самые модные музыкальные клубы Праги имеют галерейные площадки и собственную выставочную программу. Некоторые галереи приглашают на резиденции в Чехию художников из других стран и таким образом расширяют свои выставочные возможности, а иногда – и коллекции. Каждый месяц в Праге выходит специальная карта Art — Praha с объемным календарем, насчитывающим более 100 акций и выставок современного искусства.
Самое интересное в текущем месяце в Праге — три крупные международные выставки: Monument Transformation в галерее Городской библиотеки; Пражская Биеннале современного искусства в Карлин-холле и выставка Door в альтернативном культурном центре Hala-C.
Организатор выставки – самая интеллектуальная пражская галерея современного искусства «Транзит-Дисплей», открывшаяся года полтора назад. В «Транзите» регулярно выставляются самые продвинутые деятели мирового contemporary art .
Предмет исследования выставки Monument Transformation – роль современного искусства в процессе социально-политической трансформации мира, начавшейся с падения Берлинской стены. Организаторы попытались собрать ключевые работы «времени перемен» из стран бывшего Восточного блока и стран развивающегося мира.
Не удивительно, что эмблемой выставки стала работа именно российского художника. Выставку представляют плакаты с крошечным футуристом Анатолием Осмоловским, сидящим на плече огромного каменного Маяковского. А одна из самых запоминающихся работ выставки – документация «Школы авангарда» Авдея Тер-Оганьяна, который с 1998 года находится в Праге в статусе политического беженца.
Эта выставка – одно из регулярных титульных мероприятий Чехии. В здании бывшего завода, т.н. Карлин-холле, она проходит уже четвертый раз. Кроме биеннале, на этой экзотической площадке никаких других культурных мероприятий в течение года не проводится.
Куратор биеннале – итальянец Полити – позиционирует выставку как одно из крупнейших событий в сфере современного искусства во всей Центральной Европе. За прошедшие восемь лет вокруг биеннале сложился определенный круг художников из центрально-европейских стран, прежде всего – Италии и Чехии. Костяк этой группы составляют 16 чешских художников, занимающие мастерские в здании т.н. «Карлин-Студии».
Пражская биеннале каждый раз имеет большой раздел, посвященный специальной теме. В этот раз такой темой стала фотография и ее инструментальные возможности в сфере современного искусства.
Выставка действительно гораздо большее отношение имеет к социалке, чем к contempopery art, но тем и интересна. Тут есть и социологическое исследование влиятельности современных чешских художников друг на друга. И серия фото для сатирического туркаталога Чехии, запечатлевших лежбища бомжей и хипповские стоянки по всей стране. И издевательское видео-руководство для иностранцев по заполнению бланков чешской Полиции по делам иностранцев. И бесконечные утрированные жалобы чешского художника на капитализм. И видео с чешскими старушками, не желающими открывать двери чужим людям с видео-камерой и т.д.