. Его картины, написанные широкими сочными мазками, пользовались большой популярностью, их охотно приобретали коллекционеры, музеи и государственные структуры, а его персональные выставки неизменно проходили с большим успехом. Петр Петрович стал основателем целого клана Кончаловских-Михалковых, давшего стране многих выдающихся деятелей искусства.
Будущий художник родился в дворянской семье 9 (21) февраля 1876 года в украинском городке Славянск. Его отец, тоже Петр Петрович, через несколько месяцев после рождения сына был арестован за пропаганду среди крестьян и сослан под надзор в Архангельскую губернию. Впоследствии он с семьей переехал в Москву, где занялся издательской деятельностью.
Первичные навыки живописи Петр получил в Харькове, учась в частной рисовальной школе Раевской-Ивановой. Серьезно живописью юноша занялся после переезда в 1889 году в Москву, поступив в вечерние классы Строгановского училища технического рисования, где его преподавателем стал самобытный художник Владимир Дмитриевич Сухов.
В это время Петр познакомился со многими известными художниками, В.И. Суриковым, М.А. Врубелем, В.А.Серовым, К.А. Коровиным, стал бывать в их мастерских, пользовался их советами. Вот как впоследствии он вспоминал о своем первом посещении Сурикова: «Василий Иванович произвел сильное впечатление своей внешностью: вот какой настоящий художник. Грива черных, иссиня, волос, бледное лицо, черные подстриженные усы и бородка; вся осанка крепко сколоченной, среднего роста фигуры и совсем оригинальный говор. И какая-то замкнутость во всей атмосфере. В дверь выглянули черные глаза девочки, посмотрели они недружелюбно, даже неприязненно. Это были глаза (кто бы мог подумать) моей будущей жены».
Посещая Врубеля, ему удалось спасти несколько рисунков, которые художник посчитал неудачными: «Михаил Александрович, работая над «Демоном», часто резал рисунки ножом и бросал их. Некоторые мне удалось собрать и склеить, а потом, когда он об них забывал, я показывал ему, и он находил их неплохими и подарил один мне с надписью «Пете Кончаловскому Врубель»».
Молодой художник смело пробует свои силы в различных направлениях живописи, пишет пейзажи, портреты, иллюстрирует пушкинского «Скупого рыцаря». Даже взялся вылепить скульптурную композицию для особняка Морозова, правда, окончательно доделал её перед отливкой Врубель.
В 1895 году на французской художественно-промышленной выставке, проходившей в Москве, Кончаловский впервые воочию увидел работы импрессионистов, произведших на него громадное впечатление. Внимательно рассмотрев «Стога» Моне, Петр заявил художнику Коровину, что будет писать не хуже, а учиться обязательно отправится в Париж. И ведь уехал, уже в следующем году поступив в частную художественную студию Р. Жюльена, в которой традиционно учились многие русские художники.
П.П. Кончаловский на VI персональной выставке в Русском музее
О первых впечатлениях он пишет Ивану Машкову: «Наконец-то я устроился в Париже и начал работать. Не знаю, возможно ли где-нибудь найти такие удобные условия для работы, как здесь… Пока был только в Лувре, Люксембурге и у Дюран-Руэля… Но самого главного еще не видел – это галерея Fayer, где, говорят, изумительная коллекция Сезанна, Гогена, Ван Гога и других… Я подавлен впечатлениями – все так свежо, так необыкновенно серьезно. Все действует так, что хочется работать, хочется самому так же глубоко высказаться, как эти люди».
Удивительно, но молодой русский художник, как говорится, пришелся ко двору, вскоре его работы стали отмечать наградами и даже использовать в качестве образцов для других студентов. Он много работает в мастерской, с удовольствием ездит на пленэры, смело экспериментирует с цветом и формой. В его картинах того периода чувствуется сильное влияние творчества Сезанна. Кстати, став в юности приверженцем сезаннизма, он сохранил любовь к живописи великого француза на всю жизнь, не зря же его впоследствии называли «советским Сезанном».
П.П. Кончаловский. Автопортрет с собакой
В Россию Кончаловский вернулся в 1898 году и оказался в банальной ситуации, хорошо знакомой его сегодняшним сверстникам. Студия Р. Жюльена, хоть её и называли академией, высшего образования не давала, и художник должен был идти служить в армию. Возможно, это ускорило его решение продолжить образование в России, и Кончаловский поступает в Высшее художественное училище при Санкт-Петербургской Академии художеств. В армию он все же попадет, но значительно позже. С началом войны с Германией будет мобилизован и получит офицерский чин прапорщика.
В академии Кончаловский учился у Г.Р. Залемана, В.И. Творожникова, В.Е. Савинского, воспитавших не мало прекрасных живописцев. Он не прекращает поиски своего пути в искусстве. Пробует себя и в батальной живописи, перейдя на какое-то время в мастерскую баталиста П.О. Ковалевского, оформляет спектакли и студенческие постановки, рисует иллюстрации к произведениям Пушкина, занимается анималистикой, рисуя животных в зоопарке.
В этот период Кончаловский пишет картины как в академической манере, удостаиваясь премий и хороших отзывов преподавателей, так и в импрессионистической манере, которая стала пользоваться большим спросом у любителей живописи. Он стремится за новыми впечатлениями, много путешествует, неоднократно выезжая за границу. Совершает длительную поездку по русскому Северу, результатом которой стала конкурсная картина для присвоения звания художника «Рыбаки тянут сети».
П.П. Кончаловский. А.Н.Толстой в гостях у художника
Видимо, общение с Врубелем, безжалостно уничтожавшим отдельные свои работы, для Кончаловского не прошло бесследно. Он тоже стал подобным образом относиться к своему творчеству. Причем, уничтожал даже признанные работы, уже хорошо известные зрителям. Так, была уничтожена картина «Чай в беседке», которую он писал к конкурсу на звание художника, а затем и конкурсная картина «Рыбаки тянут сети», за которую он это звание получил. Что уж говорить про менее известные полотна. Мастер всегда был очень требователен к себе, выставляя только те работы, которые, по его мнению, несомненно, удались.
Еще со студенческих времен Петр Петрович стал активно участвовать в выставках, в том числе и зарубежных. С его именем связано появление общества «Бубновый валет», одной из целей которого стало «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Сам Кончаловский не только пропагандировал современное искусство своими работами, но и переводил с французского, который знал отлично, книги об искусстве. Одной из первых стала книга Э.Бернара о Сезанне.
П.П. Кончаловский. Сирень в корзине
В послереволюционный период Петр Петрович стал одним из признанных авторитетов в советской живописи. Он много и плодотворно пишет, находя время и для преподавательской деятельности, и для большой общественной работы, и для участия в многочисленных выставках. Он один из немногих советских живописцев, кому практически беспрепятственно позволяется выезжать за границу, где часто экспонируются его работы. Позднее его внук Андрей Кончаловский напишет о том периоде: «Дед мой, Петр Петрович Кончаловский, был человек глубоко русский, но без Европы не мог жить. В его доме все дышало Европой… Он принадлежал к тому крылу русских художников, для которых кумирами были французы – Сезанн, Дега».
Несмотря на то, что в творчестве мастера мало работ социальной направленности, власть к нему относилась лояльно: ему назначили пожизненную персональную пенсию, присвоили почетное звание «Народный художник РСФСР», наградили орденом Трудового Красного Знамени. Хотя бывали случаи, что и его картины снимали с выставок.
Со времени смерти художника прошло более 50 лет, но интерес к его творчеству не уменьшается. Выставки его произведений с успехом проходят в стране и за рубежом. К 125-летию со дня рождения Петра Петровича в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина прошла большая выставка «Неизвестный Кончаловский», многие картины на неё были предоставлены из частных коллекций и впервые показаны публике. Вот и на этот год запланировано две крупные выставки, сначала в Русском музее (27 марта – 15 июля), а затем в Третьяковской галерее (2 сентября – 3 октября). И опять устроители собираются порадовать зрителей работами художника, которые впервые будут предоставлены на выставку из частных коллекций.