В Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) открылась выставка номинантов всероссийского конкурса «Инновация», единственной в России государственной премии в области современного визуального искусства, учрежденной ГЦСИ и Министерством культуры РФ. Премия вручается уже пятый год, но о ее популярности в России говорить не просто трудно, а невозможно. Она по-прежнему остается узкопрофильным мероприятием «для посвященных», и открывшаяся выставка говорит об этом как нельзя очевидней.
На премии всего 25 проектов – по пять в каждой из пяти номинаций. Все они были реализованы российскими художниками, кураторами и искусствоведами за последний год на разных площадках в России и за рубежом. Итоговая экспозиция, призванная рассказать об этом многообразии, получилась крайне скудная – реальных вещей мало, а много плазменных экранов с не всегда внятными видеопрезентациями. Трудно поверить, что за ними порой лежит проект, охвативший целый город, например, в случае с номинантами в категории «Региональный проект».
Эта номинация вообще должна быть одной из самых интересных, так как призвана доказать, что художественная жизнь есть и за пределами Москвы и Петербурга. Охват и географии, и жанра довольно обширный. Представлен калининградский фестиваль саунд-художников, красноярская музейная биеннале «Даль» (кстати, уже седьмая по счету), выставка молодых художников в Воронежском центре современного искусства, триеннале визуальных искусств в Петрозаводске и, наконец, очередной проект ГЦСИ «Искусство места», проходивший в его филиалах в Нижнем Новгороде, Петербурге, Екатеринбурге и Калининграде. В Москве об этом почти ничего неизвестно, но относительно качества проектов столичному зрителю придется верить на слово экспертному совету – на выставку не попало ничего, кроме каталогов и скудных фотовидеонарезок на экранах.
Похожая ситуация и с «Кураторским проектом», в котором награждают организаторов выставок или фестивалей, – те же малопонятные демонстрации. Впрочем, четыре из пяти выставок проходили в Москве, так что за год была возможность их посмотреть. Среди выдвинутых на премию кураторов, кстати, фигурирует имя Виталия Пацюкова, куратора и сотрудника ГЦСИ, входящего в экспертный совет. ГЦСИ, который является организатором и учредителем конкурса, вообще часто номинирует и свои, и чужие проекты. Премию уже не раз обвиняли в своеобразном междусобойчике, когда в номинанты начали попадать члены жюри и экспертного совета, отбирающего работы на конкурс. В «Кураторском проекте» предложен и проект «М’АРСово поле», реализованный галерей М’АРС, один из основателей которой – художник Константин Худяков также входит в экспертный совет. Премия «За поддержку современного искусства России» будет вручена Stella Art Fondation, которая все эти годы является постоянным партнером «Инновации» и представитель которой Николай Молок, как ни странно, тоже в экспертном совете премии.
Впрочем, может быть, дело тут совсем не в какой-то личной заинтересованности организаторов, а в том, что российская арт-сцена сама по себе – настолько узкий и компактный мир, что выбор и количество качественных оригинальных предложений действительно невелико (хотя по статистике конкурса в этом году было прислано 246 заявок из 16 городов России). Отсюда же, наверное, и непопулярность премии за пределами этого арт-круга. Так, например, британская Turner Prize знаменита не только благодаря своей скандальности, на которой построен ее весьма грамотный пиар, но и благодаря тому, что британское художественное сообщество само по себе сильное, активное и обширное.
Вообще же «Кураторский проект», так же как и «Теория, критика, искусствознание» (в ней награждают искусствоведческие исследования), – самые неясные широкому зрителю номинации. Разобраться в них экспозиция мало помогает. Правда, в этот раз книга попала и в главную категорию «Произведение визуального искусства». Речь идет об издании «Коллективные действия. Поездки за город» Андрея Монастырского и компании — томе, заполненном историями, мыслями и фотографиями художнической братии. О значении самого концептуального проекта говорят многие художники и эксперты, но уж очень сиротливым выглядит одинокий томик на выкрашенном в сиреневый цвет столе, дополненный лишь несколькими групповыми фото.
Самое впечатляющее и эстетически вкусное произведение на выставке – «Большой адронный коллайдер» арт-лесоруба Николая Полисского, номинированного на главную премию. Который, впрочем, тоже показан лишь фрагментарно – из огромного деревянного агрегата до ГЦСИ доехали только «коммутаторы и аккумуляторы», как сказала автор экспозиции Ирина Горлова. Масштабная инсталляция была выставлена в Люксембургском музее современного искусства, и московский зритель может только догадываться, как она выглядела целиком. Хотя полгода назад «Коллайдер» частично уже показывали в ЦДХ – тогда Полисский был номинирован на премию Кандинского, конкурента «Инновации». Своим экологическо-коллективистским подходом к творчеству Полисский ту или другую премию давно уже заслужил.
На главный приз в 250 тыс. руб. претендуют также классики концептуализма Игорь Макаревич и Елена Елагина – обломки их инсталляции (в том числе знаменитый череп Буратино) разместились как раз напротив струганых механизмов Полисского. Они создали серию объектов, которые разместили в экспозиции классической живописи венского Музея истории искусства. Впечатление можно получить опять-таки только по фото. Завершают номинацию Павел Пеперштейн с проектом «Ландшафты будущего», показанным на биеннале в Венеции, и фотограф Сергей Братков с видео «Балаклавский кураж», выставлявшимся в галерее «Риджина» и рассказывающим о бесстрашных крымских мальчишках. Это видео – часть большой инсталляции, но в ГЦСИ оно, конечно, превратилось в одинокий черно-белый экран.
Номинация «Новая генерация» (к которой во время пресс-конференции кто-то вслух саркастично прибавил первые две буквы «де») – по идее должна быть самой любопытной, ибо она показывает творческий потенциал той самой молодежи, которая определит будущее российского арта. Пять выставленных проектов скорее можно назвать затеями и поделками, чем искусством, впрочем, не лишенными креатива. Здесь представлена инсталляция в виде многострадального здания ЦДХ, построенная из мебели 1970-х годов, большие листы кальки, на которые перерисованы таблички с разных городских учреждений, многометровый черный силуэт русского пейзажа по линии Москва–Владивосток – нефтяные вышки, заводские трубы, угольные терриконы. Самый социальный проект – серия фотографий Дворца бракосочетаний, отражающая традиции жителей Ферганской долины, переживающей возрождение радикального ислама. А самый развеселый – «Фигурное катание на мыле» – перформанс, во время которого компания молодых людей катается по полу, выложенному простым хозяйственным мылом. Его авторы призывают отказаться от «буржуазного льда» и «тренировать тройной тулуп на коммунальной кухне». Премии они достойны не столько за искусство, сколько за отказ от надоевшего пафоса серьезных вопросов и концепций. Как сообщила Ирина Горлова, организаторы сначала хотели весь зал экспозиции залить мылом, чтобы предоставить всем зрителям возможность участвовать в перформансе. Отказались по соображениям безопасности. И зря отказались. Может быть, хотя бы так удалось разнообразить скучную экспозицию, напоминающую министерские отчеты. Премия-то государственная.