Мы привыкли, что архитектуру сравнивают с застывшей музыкой. Архитекторы подчеркивают: иногда уж с очень застывшей. В 2010 году руководители фестиваля «Золотая капитель» задались вопросом: «А какая музыка и как будет застывать?». Участникам предложили любую музыкальную композицию переложить на партитуру Новосибирска.
Цель проекта «Архитектура никогда» («АХ») кажется бредом: зачем проектировать здания, которые никогда не будут построены? Однако организаторы видят высшую задачу этой выставки в том, чтобы дать возможность участникам выйти за рамки прагматики и помечтать. «Творческий потенциал архитекторов больше, чем их реальные возможности», — рассказывает о предпосылках проекта председатель оргкомитета фестиваля «Золотая капитель», профессор Международной академии архитектуры (отделение в Москве) Александр Ложкин.
Заказчикам нужны квадратные метры, а не архитектура Оказывается, нереальный проект «Золотой капители» имеет вполне реальные исторические корни. «В российской архитектуре 20 века всего два явления получили общемировое признание: архитектура начала века (1920-х годов) и „бумажная архитектура“ конца века (1980-х годов), одним из центров которой был Новосибирск. С тех пор ситуация не поменялась. Заказчикам нужны квадратные метры, а не архитектура. Я думаю, сейчас мы наблюдаем новое пришествие бумажек», — поясняет Александр Ложкин.
«Здесь архитектура на хрен никому не нужна, а нужны коровники многоэтажные. Поэтому и денег не дают», — считает архитектор и дизайнер Андрей Чернов.
Признавая, что архитекторам невыносимо хочется творчества, что им требуется концептуальный воздух, куратор «Золотой капители» Татьяна Иваненко заявила, что «ни один город в России больше такими глупостями не занимается».
Участники фестиваля, в числе которых оказались как именитые авторы (Андрей Чернов, члены арт-группы «Синие носы» Вячеслав Мизин и Константин Скотников), так и молодые творцы (один из организаторов Монстрации Артём Лоскутов), создали 28 проектов. В репертуар зодчих вошли очень разнообразные композиции, начиная от «Времен года» Антонио Вивальди, заканчивая «Машиной времени», Юрием Антоновым, Prodigy и «Гражданской обороной». Проекты тоже оказались очень разными: некоторые были лиричными и милыми (Андрей Сергеев и его плавающая по реке эстрада «ракушка»), а некоторые — шокирующими (например, выжженный огнем и забрызганный кровью генплан Новосибирска в проекте Андрея Буслаева и Екатерина Мальцевой).
В третьем проекте «Шансон-сити» авторы расположили смотровую вышку над куполом театра, назвав его НГАТОиБ им. Круга «Если согласиться с тем, что „архитектура есть застывшая музыка“, то придется признать, что новосибирские архитекторы сыграли „Мурку“», — анонсировал свой проект один из кураторов «АХ-2» Вячеслав Мизин. В поисках русскоязычной музыки авторы отправились бороздить радиоволны и обнаружили, что песни на русском языке транслирует только радио «Шансон». «Если такая музыка превратится в камень, то Новосибирск превратится в ГУЛАГ», — резюмирует Скотников. Вдохновленные творчеством Михаила Круга, Скотников и Мизин создали три проекта, обыграв любимую тему главного символа города — театра оперы и балета. На первом изображена спина Вячеслава Мизина с наколкой в виде оперного театра и герба Новосибирской области. На втором показан оперно-торговый центр: рыночные площади расположены прямо в большом зале театра. В третьем проекте «Шансон-сити» авторы расположили смотровую вышку над куполом театра, назвав его НГАТОиБ им. Круга.
Продолжил тему лидер арт-группы «Бубушка после похорон» Артем Лоскутов и Мария Киселева. Проект представляет собой фотографию Артема с татуировкой на груди в виде оперного театра и надписью «Накольщик, наколи мне купола!».
Более радужным выглядит проект Сергея Беспамятных, который вдохновился песней «Солнечный круг, небо вокруг» и разрисовал генплан Новосибирска разноцветными фломастерами. Григорию Кирюшову конструктивистские здания в центре Новосибирcка напомнили песню группы «Биттлз» Back in the USSR. Очень подробный проект представил Игорь Карнаухов. Поэтическая концепция такова: «Город как песня в городе, которого нет!» Звук незрим, но физически понятен, архитектура зрима, но физически не слышна. Пытаясь соединить незримое с понятным, автор предлагает создать «Распылитель световых лучей» и развесить их на фонарных столбах. Это устройство будет ловить все звуки внешнего мира и преобразовывать в яркие фигуры, проецирующиеся на фасадах зданий. Таким образом, они сделают зримую оболочку для звуков, и человек сможет погрузиться в музыкальный Новосибирск.
Интересно, что сразу три архитектора (Виктор Трифонов, Анна Богдарь и Александр Амиров) использовали в своих проектах сочинение Антонио Вивальди «Лето» из цикла «Времена года» (18 век).
Питерский архитектор Виктор Трифонов представил вполне реальный проект многофункционального комплекса «Эко-парк», работа над которым длилась не один месяц (видимо, готовил его не только для «Золотой капители»). Автор предложил построить трехуровневое здание: на первом и втором этажах расположить парковки, гостиницы и магазины, а на самом верхнем — пешеходную зону. По замыслу творца, такая надземная платформа позволит людям перемещаться без оглядки на наземный транспорт (то есть, обеспечит непрерывность пешеходных потоков) и убережет от воздействия агрессивной среды новых магистралей.
Анна Бондарь и Александр Амиров (Краснодар) на основе сочинения Вивальди создали объемно-пространственную композицию, где здания подобно нотам переплетаются, образовывая единый поток, а всплески и спады образуют волнообразную структуру. Таким образом, город становится по-настоящему застывшей музыкой.
Кировский район превратить в Кедровый, Калининский — в Калиновый… Из десяти районов Новосибирска семь имеют названия, связанные с памятью о бандитском октябрьском перевороте. Настало время забыть про истуканов прошлого и наводить уют в нашем доме. Районы и улицы должны быть освобождены от позорного клейма бандитских имен. Необходимо формировать не идеологию, а поэзию места обитания, связывая ее с каким-нибудь культурно значимым символом», — рассказал Андрей Радзюкевич. Вдохновившись песней Юрия Антонова «На улице Каштановой», архитектор предложил в качестве визитной карточки районов использовать названия сибирских деревьев и кустарников. Таким образом, Кировский район превратить в Кедровый, Калининский — в Калиновый, Октябрьский — в Ольховый, Советский — Сосновый, Первомайский в — Пихтовый и т.д. Автор верен себе: в 2009 году Радзюкевич предлагал переименовать субъекты РФ , сделав Сибирский федеральный округ Центральным.
С оригинальным проектом выступил Андрей Чернов. Он записал свой поток сознания на тему города, перевел с помощью машинного переводчика на английский, немецкий, а затем опять на русский. «Музыка города — это его архитектура. Застывшая в чем? В камне! Так это древние города из камня, а у нас — из говна всякого строят (подешевле построишь, подороже продашь)! В нем-то и застыла музыка! Что тебе показывает город N-ск? Купи! Продам! Смирно! Тише! Не стоять! Не нарушать! Не сорить! Запрещен! Штраф! Выхода нет!», — пишет Чернов. Считая, что Новосибирск построен не для людей, а для машин и всяких учреждений, он создал свой виртуальный интерактивный город, который читает его мысли и выполняет желания.
По словам Александра Ложкина, большинство проектов могли бы получить первое место. Все же согласно правилам жюри «АХ-2», главным и единственным членом которого стал художественный руководитель новосибирской филармонии, музыковед Владимир Калужский, победителем признан один проект. Лауреатом стала работа томичей Вячеслава и Александра Ефимкиных «Сибирская Валенсия» (и, соответственно, шуточная плясовая цыганская песня «Валенки», ставшая впоследствии русской народной).
Ефимкины предложили построить здания, по форме напоминающие теплые войлочные сапоги. По замыслу авторов, эти сооружения могли бы стать объектами идентификации территории России, Сибири в планетарном масштабе наряду с египетскими пирамидами.
«В конце концов, какая музыка звучит в Новосибирске?», — спросила я у Ложкина. «Представьте, что ребенок подошел к фортепиано и стал стучать по клавишам. Это музыкальный сумбур», — ответил он.
PS: Увидеть все проекты воочию можно до 30 января в залах художественной академии. Тем временем, организаторы «Золотой капители» задумались над темой «Архитектуры никогда-3», которая, возможно, пройдет уже летом 2010 года.