В Государственном музее изобразительных искусств РТ проходит выставка авторских кукол, сделанных руками талантливых российских художников. В экспозиции, привезенной в Татарстан участниками проекта Dollart.ru, представлено около 30 эксклюзивных работ московских и питерских художников. Организаторы выставки уверяют, что многие куклы живут своей жизнью: меняют выражение лица, положение рук и даже передвигаются с места на место…
К примеру, одна из пяти фигурок серии «Превращение Венеры Виллендорфской» то и дело поворачивается к зрителям спиной, видимо, предлагая оценить свой увесистый зад.
— Нам периодически приходится поворачивать ее обратно — лицом, — утверждает куратор выставки и автор этой работы Светлана Румянцева. — Эта фигурка сделана по мотивам очень маленькой скульптурки Венеры Виллендорфской величиной с абрикосовую косточку, найденной на территории Австрии. Ей более 15 тысяч лет, она является символом плодородия. Моя Венера в восемь больше оригинала.
Пять фигурок экспозиции «Превращение», по словам автора, символизируют «алхимию женщины»: ее превращение из камня в золото. Также согласно замыслу художницы пять Венер символизируют протест: нынешние стандарты красоты требуют от женщины худосочности, но это идет вразрез с природой.
— Автор этой работы — замечательный художник Наталия Томская, — рассказывает Румянцева. — Она работает вовсе не в той технике папье-маше, которой обучают на уроках труда: наклеивать кусочки бумаги на форму. Томская выискала старинный рецепт, который не требует заготовок из пластилина или глины: нужно слой за слоем формировать фигуру только из бумаги. Через каждые 6 слоев нужна сушка и полировка. Это очень долгий и кропотливый труд. Работая каждый день, Наталия делает только три-четыре куклы в год. Художница сама варит уникальный клей, по известному только ей рецепту. Все ее куклы очень изящны и во многом похожи на нее саму.
Портретным сходством с автором обладает не только «Продавец фруктов». К примеру, у фарфоровой куклы Александры Худяковой (она приехала в Казань на открытие выставки вместе со Светланой Румянцевой), тот же овал лица, те же грустные глаза, что и у художницы.
— Работая над куклой, человек отдает своему творению частичку души, — объясняет Светлана Румянцева. — Поэтому куклы так часто становятся похожими на своих создателей.
По словам Александры Худяковой, каждая из ее фарфоровых кукол существует в единственном экземпляре. Чтобы не иметь соблазна изготовить копию, художница намеренно после завершения работы уничтожает форму для отлива.
— Мне как художнику, работающему с твердым материалом — фарфором, сложно понять, как можно изготовить настолько совершенных кукол из мягких, не держащих форму материалов, — делится Худякова. — Но Вельчинской это удается. Ее легкие по весу работы производят впечатление тяжелых, выполненных из гипса или фарфора скульптур.
Весьма интересны и работы художника Владимира Гвоздева. К примеру, кукла в виде сидящей на диване в окружении игрушек девочки — малышка о чем-то задумалась. По замыслу автора, девчушка грустит о своей женской доле: в детстве она нянчит пластиковых пупсов, а став взрослой, будет возиться со своими детьми.
— На вид Гвоздев — очень суровый дяденька: большой, сильный, с курительной трубкой во рту. Но этому толстокожему, на первый взгляд, человеку удается очень тонко чувствовать детей и животных, — отмечает Светлана Румянцева. — К каждой его работе обязательно прилагается какая-нибудь любопытная история. А недавно он решил «творчески переработать» и свою биографию. Будучи коренным москвичом, Гвоздев рассказывает, что родился в Сибири и как-то на него, простого сибирского парня, свалилась сосна. В тот момент якобы в его голове что-то переклинило и он начал делать кукол… Вот такие интересные люди — художники-кукольники.