Организаторы открывающегося в Южно-Сахалинске кинофестиваля «Край света» рассказали «Газете.Ru» о «китайском Михалкове», связях России и Азии и способах самореализации сахалинцев.
21 августа в Южно-Сахалинске открывается пятый международный кинофестиваль «Край света». В программу фестиваля вошли картины со всего мира, а также целый ряд параллельных программ и множество воркшопов, выставок и так далее. В преддверии фестиваля «Газета.Ru» побеседовала с генеральным продюсером «Края света» Алексеем Аграновичем и программным директором фестиваля Алексеем Медведевым.
— Не могу не спросить, повлияла ли как-то на фестиваль громкая смена сахалинского губернатора Александра Хорошавина?
Алексей Агранович: С новой командой (в руководстве области) мы, разумеется, выстраиваем эти отношения заново. «Край света» поддержан врио губернатора. Мы знакомимся, и первый совместный фестиваль лучше всего расскажет нам друг о друге.
— Экономическая и политическая ситуация в России как-то сказалась на программе?
Агранович: Бюджет «Края света — 2015» был утвержден в прошлом году, причем объем финансирования по сравнению с прошлом годом был незначительно увеличен. С одной стороны, за это время деньги сильно подешевели. С другой — у нас существуют уже сформировавшиеся отношения срядом кинематографистов, которые хотят показать свои фильмы у нас на фестивале, и «Край света» на сегодняшний день от курса валют зависит чуть меньше, чем мог бы. Поэтому, находясь примерно в тех же финансовых рамках, мы в этом году делаем больше, чем в прошлом. Помимо экономических законов существуют репутация и энтузиазм, наши хорошие помощники. Что касается политической ситуации, то об этом лучше расскажет программный директор фестиваля.
Алексей Медведев: Дело в том, что фестиваль — это такая вещь, которая строится на довольно тонких материях, я бы даже не назвал это дружбой… Просто у «Края света» уже есть репутация. Когда режиссер видит, что в жюри были, например, Вадим Абдрашитов и Цзя Чжанкэ, то он понимает, что с нами можно иметь дело. Поэтому случаи, когда человек отказывается ехать именно в Россию, крайне редки.
Агранович: Все еще проще. Интерес к России был, есть и всегда будет. Но интерес к сахалинскому фестивалю держится еще и на уникальности этого места на географической карте. Нас это не смущает, наоборот, мы пытаемся с этим играть, причем по-разному. Даже в названии фестиваля эта игра присутствует — мы одновременно говорим и о месте на земле, и о том локусе, где свет с экрана встречается с зрительским восприятием. Возникает своего рода диффузия, уникальная коммуникация художника и зрителя. Все это делается исключительно для жителей Южно-Сахалинска, мы показываем им, с одной стороны, насколько интересен сахалинский край, гостям и участникам фестиваля, а с другой — что для того, чтобы жить полной жизнью, насыщенной удивительными и уникальными событиями, не нужно стремиться в какие-то неведомые дали, а можно просто оглянуться вокруг и перенастроить оптику.
Когда мы только начинали работать на Сахалине, я задал себе вопрос, почему из этого края, богатого нефтью и другими ископаемыми, с уникальной природой и ландшафтами, уезжают люди? Куда?
А теперь представьте себе, как происходит жизнь сахалинца. Он смотрит телевизор, где ему рассказывают о жизни в стране, которая не соответствует ничему из того, что он видит вокруг себя. И ему кажется, что то, чем он живет, — это не настоящая жизнь. Наш фестиваль мы делаем во многом для того, чтобы разрушить эту мифологию. Остров Сахалин — такое удивительное межкультурное пространство, где Европа встречается с Азией, а мы пытаемся наполнить это пространство чистым кислородом, сделать Сахалин местом, где люди разговаривают с людьми.
Медведев: Мы это кино целый год собирали, так что и рассказывать о нем можно примерно столько же ( смеется ). Центральное место занимает конкурсная программа — под нее отдается два места в прайм-тайм на главной фестивальной площадке, в Театре имени Чехова, расположенном напротив Дома правительства. В конкурсе десять работ, его концепция такова: Россия встречается с Азией. В программе три российских фильма — «Чайки» Эллы Манжеевой, «Тряпичный союз» Михаила Местецкого и «Спасение» Ивана Вырыпаева. Причем в отечественных фильмах нас часто интересует либо региональные истории, либо азиатская тема. В зарубежных конкурсных фильмах мы фиксируемся на соседях: на Сахалине почти 10% этнических корейцев, Китай — важнейший экономический партнер, а Япония — это общая история, корни. Соответственно, в конкурсе, например, новая, корейско-японская работа Ким Ки Дука «Стоп».Также хочу отметить фильм «Самое дорогое» китайского режиссера Питера Чана, которого я называю «китайским Михалковым», — он много снимает и продюсирует китайские блокбастеры, в том числе и с голливудскими звездами. Работает он и в авторском кино — такой фильм он и представит в конкурсе.
Есть в конкурсе также и индийская, турецкая, армянская картины…
Что касается внеконкурсной программы, то хочется отметить программу «Соседи. Друзья». Она посвящена, с одной стороны, азиатскому кинематографу, а с другой — режиссерам, которые за пять лет существования «Края света» успели представить у нас свои картины. К нынешнему моменту таких людей оказалось огромное количество, причем довольно именитых. Из российских режиссеров уже не в первый раз к нам приедут Алексей Федорченко, Анна Меликян.
Еще один важный момент — это программа «Самое главное», которая не фиксируется на Азии. Это картины, которые, на наш взгляд, будут звучать и через 10 и через 20 лет. В этом году в программу вошли, скажем «Такси» Джафара Панахи, «Голубь сидел на ветке, размышляя о смысле жизни» Роя Андерссона, а также фильмы менее очевидные — например, индийский «Хедер» — трехчасовая современная версия «Гамлета». Будут показаны и каннские хиты вроде «Убийцы» Хоу Сяосяня. Ну и наконец, в рамках фестиваля состоятся показы фильмов председателя жюри Мохсена Махмальбафа.
Медведев: В прошлом году у нас было порядка 60 фильмов, в этом только полных метров — 67 или 68. Если же считать с анимацией и коротким метром, то получится сильно больше сотни.
Медведев: Да, с мультфильмами все как-то само сложилось — у нас несколько программ, посвященных анимации. Они изначально напрашивались — есть параллели, Япония — Россия, Миядзаки — Норштейн, Тоторо — Чебурашка — это же близнецы-братья ( смеется ). Что касается короткого метра, то отдельной программы на фестивале нет, но у нас есть амбициозные планы по развитию короткометражного кинематографа на Сахалине.
Агранович: Да, в отличие от большинства фестивалей, которые проходят в России, «Край света» — изначально проект социальный, ориентированный, как я уже говорил, на жителей Сахалина, на содействие в решении ряда социальных проблем, стоящих перед регионом. Одна из них — малое количество возможностей для самореализации у молодых людей с активной жизненной позицией. Поэтому мы выстраиваем внутри программы довольно сложные внутренние связи, чтобы сделать фестиваль максимально интерактивным.
Агранович: Нам очень важно общение между зрителями и авторами. В этом году на фестивале введено жесткое правило: если с конкурсной картиной не может приехать кто-то из ее создателей, то фильм не может участвовать в конкурсе. Традиционные фестивальные встречис авторами для нас являются одним из китов, на которых стоит «Край света». Эти разговоры собирают огромное количество людей — в прошлом году, чтобы вы понимали, у нас было около 25 тыс. посещений фестивальных мероприятий. Для города с двухсотдвадцатитысячным населением это, согласитесь, неплохой результат. Это говорит о том, что у фестиваля за пять лет появился кредит доверия.
Агранович: Да, конечно. Третий год в рамках фестиваля функционирует мастерская «Европеец-азиат» — она возникла из недельного воркшопа во время третьего сахалинского кинофестиваля. Оказалось, что набралось какое-то количество неравнодушных людей, которым интересно заниматься кино. И что у них получается. Мы посмотрели на результаты работы и решили показать их прямо на церемонии закрытия фестиваля. А потом решили, что молодых людей нельзя бросать, и тогда в течение года к ним прилетали из Москвы профессиональные кинематографисты с мастер-классами, а в прошлом году вся мастерская участвовала в съемках фильма «Последние» Юлии Левицкой, руководителя мастерской. Это фильм на сахалинскую тему, там действуют айны, легендарный народ Сахалина, и мы покажем его в этом году. В этом году мы также впервые проводим воркшоп под названием «Артфон» — дело в том, что съемочная техника слишком дорогая, а мы даем возможность научиться говорить на языке кино любому, у кого есть смартфон. Наконец, в этом году
в рамках «Края света» проведем первый на Сахалине питчинг идей для фильмов и представляем проект создания регионального кинофонда.
Таким образом, начав три года назад с любительского кинокружка, мы сегодня хотели бы выйти на полноценный проект развития регионального кинематографа — и пример Якутии говорит о том, что это вполне возможно. Помимо кинематографической составляющей у нас есть еще две активности. В прошлом году мы запустили воркшоп «Сделай сам», посвященный урбанистике.
Проблема внешнего вида Южно-Сахалинска, проблема облика города на острове стоит очень остро. Мы рассказывали ребятам, как можно решить какие-то городские проблемы, не будучи профессиональными архитекторами. Как научиться говорить с городом, ведь город — это тоже язык, и мы все на нем разговариваем.
Воркшоп прошел, а ребята, которые в нем участвовали, создали объединение друзей города «Сделай сам». В этом году воркшоп продолжает свою работу и в предпоследний день фестиваля представит результаты своих штудий. И, наконец, мы учредили третий воркшоп под названием «Фотографика». Как не трудно догадаться, он посвящен фотографии — еще одному доступному языку коммуникации, которому мы надеемся обучить сахалинцев. Предметом исследования этого воркшопа будет сам фестиваль, лучшие работы ежедневно будут в формате слайд-шоу представлены в кинотеатре на площади, а также под фотографии участников мы предусмотрели специальный выпуск фестивальной газеты «Край света». Все эти активности нужны нам только для одного – мы учим людей разговаривать на разных визуальных языках. Фестиваль – это про диалог человека с человеком, и чем больше для этого диалога будет возможностей – тем лучше.
Источник: