Национальный художественный музей все чаще стремится устраивать из рядовых музейных событий яркие презентации. Впрочем, уникальные коллекции и интересные проекты презентуются гостям не реже… Руководит всем этим директор музея Владимир Иванович Прокопцов, личность творческая и неординарная. Сегодня он отвечает на вопросы посетителей нашего сайта www.sb.by .
В.П.: Четыре года назад у нас было всего 6 выставочных залов. Сегодня их уже 18. И все равно мы испытываем недостаток в выставочных площадях, не можем полноценно показать свои коллекции. Пока нашли такой выход — организовываем временные экспозиции. А с 2011 года планируем ограничить персональные выставки художников и сделать упор на показ своих музейных коллекций. Это даст возможность отреставрировать какие–то произведения, внести в электронный каталог и показать нашим посетителям.
— Есть ли у вас в музее любимый зал? Любимое произведение искусства?
В.П.: Очень мне нравится зал древнебелорусского искусства, где выставлены резные царские врата, белорусские иконы и скульптура из католических храмов. Там же экспонируется и моя любимая православная икона Святая Параскева Пятница…
Виктор Лозовский: Читал, что из–за большого количества картин в фондах они хранятся в ненадлежащем состоянии. Это правда?
В.П.: В музее около 30 тысяч экспонатов. И хотя, как я уже говорил, не все из них мы можем выставить, поверьте, хранятся они в нормальном состоянии. Другое дело — экспонаты, вывезенные из культовых зданий в музей во время экспедиций в 60 — 70–х годах прошлого века. Некоторые из них отреставрированы, и сегодня они — наша гордость. Другие, увы, до сих пор в плачевном виде… Но в этом году нам выделен грант Президента на реставрацию икон. И уже в декабре мы планируем сделать отчетную выставку произведений искусства, «подлеченных» руками наших реставраторов.
Kerg: Было ли такое, что реставраторы оказывались бессильными и музейные экспонаты приходилось списывать?
В.П.: К счастью, с подобным мы не сталкивались. Реставрационный отдел НХМ на сегодня — ведущий в стране. Но нам уже не хватает площадей, современных материалов, новейшего оборудования… А ведь реставрационная наука не стоит на месте. Мечтаю, что в перспективе, с завершением строительства музейного комплекса, у нас появятся уникальные реставрационные мастерские, где мы будем не только восстанавливать музейные произведения, но и оказывать платные услуги по реставрации произведений из храмов, частных коллекций…
Дрюха: Как часто музеи пополняют свои фонды? Организовываются ли сегодня экспедиции для сохранения культурных ценностей? Почему и как пропадают музейные экспонаты?
В.П.: Ежегодно наш музей за государственные средства и спонсорские деньги приобретает около 50 работ живописи, графики, скульптуры, декоративно–прикладного искусства. Пополняем свои коллекции и за счет подарков от художников. Но для того чтобы принимать участие в международных аукционах или организовывать музейные экспедиции, пока не хватает средств.
В.П.: Спасибо за вопрос… Конечно, возглавлять музей — это очень тяжелая ноша. Ощущение большой ответственности присутствует в голове постоянно, даже когда я нахожусь за городом или в зарубежных командировках… Я перестал любить снежные зимы, — ведь только в этом году из внебюджетных средств музея ушло 8 миллионов рублей на очистку крыш от снега и сосулек. А если в вечернее время звонит кто–то из музейных работников, беру мобильный телефон с тревогой — вдруг что случилось…
Ирина: Как вы считаете, почему обычно молодежь в музей днем с огнем не загнать, а когда «Ночь музеев» — у входа очереди выстраиваются? Кстати, какие планы на эту «Ночь музеев»?
В.П.: Люди идут на то, что интересно. Скажем, сегодня у нас открывается выставка французских импрессионистов. Уверен, что желающих посетить ее будет очень много… Кстати, и концепцию «Ночи музеев–2010» мы решили выдержать во французском стиле «а–ля Париж». 21 мая после 19 часов посетители музея смогут побывать в салонах Людовика XIV, мадам де Помпадур, мадам де Рекамье, в «Мулен Руж», Свободной академии «Ла Палетт»… Будет и традиционная интрига — во время арт–акции «Если звезды зажигают, значит, это кому–нибудь нужно…» я на глазах у посетителей завершу полотно «Вiцебскiя мроi аб Парыжы»…
— В Витебске я учился на художественном факультете пединститута. И еще студентом мне посчастливилось побывать в Париже. Помню, лето, жара, а я брожу по залам Лувра, ошарашенный его величием… В декабре прошлого года я снова побывал в Лувре, но на этот раз меня принимал уже его директор Анри Луаретт… Когда я работал над «Вiцебскiмi мроямi», на меня буквально нахлынули все эти воспоминания — Витебск, Париж, Эйфелева башня… И все каким–то чудесным образом связалось воедино.
В.П.: Пока, к сожалению, только в новом корпусе. Со стороны главного фасада, который был открыт в 1957 году, сегодня лифта нет. Но если у вас будет желание посетить наш музей, мы найдем возможность вас принять. К слову, строительство лифтов и пандусов для инвалидов предусмотрено в проекте реставрации старого здания, и начать ее планируется уже в следующем году.
В.П.: Есть… Тогда он действительно станет музеем мирового уровня. С музейным кафе, внутренним двориком, залами, где можно будет представить коллекции национального искусства в более широком формате. Появятся необходимые условия для посещения музея инвалидами и людьми преклонного возраста, специальные залы для арт–терапии, сувенирный магазин и многое другое… Надеюсь, в скором будущем все планы осуществятся.
Николай Петрушенко: В Национальном художественном музее хранится картина Николая Неврева «Князь Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III». К сожалению, на вашем сайте нет ее цифровой копии. Выставлялась ли она в залах музея? И есть ли возможность организовать выставку этого шедевра в Толочине?
В.П.: Да, картина раньше выставлялась. Разместить ее цифровую копию на своем сайте (artmuseum.by) мы постараемся в ближайшее время. Одновременно думаем показать этот холст на выставке одной картины… Что касается выставки в Толочине, можно обсудить этот вопрос с руководством районного музея. Если там будут созданы необходимые условия для безопасной демонстрации картины, то никаких проблем я не вижу. Больше того, мы только приветствуем организацию выставок из наших фондов в музеях страны. Например, через две недели в Гомельском дворцово–парковом ансамбле пройдет вернисаж 15 произведений художников–маринистов, где можно будет увидеть в том числе и самое известное полотно Айвазовского «Вечер на острове Родос», которое еще недавно экспонировалось на выставке одной картины в Минске. Кстати, мы не только выставляемся в областных и районных музеях страны, но и принимаем их коллекции у себя. А те, у кого есть доступ к интернету, могут посетить на нашем сайте виртуальные выставки, которые также постоянно обновляются.
В.П.: Культура не разделяется на столичную и региональную. А музеи — это наша общая история. Будь то скромный районный музей или даже школьный — везде собраны уникальные экспонаты народного искусства, созданные руками наших талантливых предков… А ведомственные музеи? Например, КГБ или Национального банка. Разве неинтересно? Сегодня количество музеев в Беларуси растет, и лично меня это радует. Скажем, недавно появилась художественная галерея на моей родине в Добруше, и я передал ей более 40 произведений из своей личной коллекции… Что же до финансовой стороны вопроса, действительно, музеи не могут себя содержать. Даже Национальный художественный окупает себя только на 15 процентов. Государство выделяет деньги на заработную плату сотрудникам, коммунальные услуги, приобретение новых произведений искусства, реставрацию нашего культурного и исторического наследия…
Анна Иоановна: Планируется ли вернуть в Могилев лучшие работы Бялыницкого–Бирули, которые были увезены в Минск? Когда–то они украшали экспозицию музея нашего города, открытого в 1982 году. Надеемся на их возвращение…
В.П.: Музей Бялыницкого–Бирули — наш филиал, и мы намерены регулярно менять там работы этого художника. Обещаю: скоро привезем в Могилев несколько полотен из постоянной экспозиции в Минске.
Анна Никитко: Мирский замок является филиалом Национального художественного музея. Скажите, когда там появятся ресторан и гостиница?
В.П.: Они должны заработать к концу года. В гостинице будет оборудовано 16 двухуровневых номеров, в каждом — индивидуальная мебель, система «умный дом», интернет… Словом, все на высшем уровне. В настоящее время мы ищем квалифицированных людей, способных организовать ресторанный и гостиничный бизнес в Мирском, а заодно и в Несвижском замках. Готовы рассмотреть все предложения.
В.П.: Стараюсь сочетать в себе качества обоих. Кстати, то, что я принадлежу к цеху художников, знаю философию их жизни и творчество изнутри, очень помогает в руководстве музеем. Что касается личных отношений, здесь есть сложности. Например, многие из художников хотели бы сделать свои персональные выставки в музее. Сетуют: мол, Кочан был, Толстик был, Шкарубо, Исаенок, сегодня Ольшевский — значит, и мне нужно выставочку к 50–летию… Но кого выставлять, решает ученый совет. И здесь главный критерий — высокий профессионализм.
Как я уже говорил, со следующего года мы вообще решили поменять политику проведения персональных выставок. На их организацию уходит много времени и сил, при этом основные музейные коллекции часто остаются невостребованными. Уверен, что выставками современных художников должны заниматься Музей современного изобразительного искусства и Дворец искусства Союза художников. Роль национальных музеев другая — работать с коллекциями, издавать каталоги, альбомы, закупать из мастерских, галерей, с выставок талантливые произведения современных авторов…
В.П.: Да. Я дважды встречался с Борисом Абрамовичем в Минске и Париже, и мы договорились о вернисаже на 14 октября. Сейчас идет активная подготовка: работа с владельцами произведений мастера, составление каталога, сбор спонсорских средств для страховки и перевозки картин… К слову, выставка откроется как раз к 75–летию нашего известного земляка. По–моему, символично, что отпраздновать эту дату художник сможет на родной земле.
Николя: Интересно, демонстрирует ли Национальный художественный что–нибудь из своих фондов за рубежом?
В.П.: Конечно! 22 сентября в штаб–квартире ЮНЕСКО в Париже пройдет вернисаж произведений Ивана Хруцкого. Затем планируется выставка его работ в Лувре. Возможно, в этом году, если найдем спонсорские деньги, представим свои экспонаты еще и в Ярославском художественном музее…
— Больше всего люблю селедку с луком и картошкой… Вообще, рыбу просто обожаю. Хотя сам не рыбак. С детства считал это пустой тратой времени. Лучше на природе писать этюды…
— Люблю советское кино. Раз сто, наверное, смотрел «Семнадцать мгновений весны»… Еще мне нравится наш фильм «Альпийская баллада» по Быкову.
— Из белорусских — это, конечно, Бялыницкий–Бируля. Я даже посвятил ему одну из своих картин. Он удивительный лирик, тонкий, мерцающий, легкий. В моем кабинете есть его работа… А из зарубежных самая загадочная и талантливая личность, на мой взгляд, — Леонардо да Винчи. Люблю Микеланджело, Рафаэля…
— Я не спортсмен. Хотя обожаю прогулки пешком и бассейн. А вот по телевизору мне нравится смотреть спортивную гимнастику и спортивные танцы на льду.
— Как–то был на Браславских озерах — очень понравилось… А вообще, мне нравится любой активный отдых, не могу лежать на диване.
31 марта — 25 мая в Национальном художественном музее пройдет выставка французских импрессионистов «Нормандия в живописи».
24 апреля — 25 июля откроется экспозиция «Святые заступники в православной иконописи» из коллекций Ярославского художественного музея и Национального художественного музея Беларуси, посвященная 75–летию со дня рождения митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.