Собственно, на лекцию в привычном нам значении этого слова это не было похоже ни разу. Скорее – демонстрация любимых, хотя и местами поднадоевших работ, истории, разговор, рассказ человека, который находится глубоко в профессии и может, хочет и любит делиться опытом и некоторой выработанной житейской и профессиональной мудростью. Без какого-то позерства, позиции «сверху», все очень адекватно и на равных.
Немного о законах фотографии. Показ не разобранных работ из последнего путешествия в Индию: «Самое интересное – снимать там, где никто не снимает», а уж если нужно снять какую-то достопримечательность – снимайте так, как никто до вас. В Индии, на Кубе, Шри-Ланке снимать проще всего, там есть уличная жизнь. В этом смысле Москва, Россия являются самыми сложными. Здесь люди перебегают от места до места. Но, тем интереснее именно здесь делать хорошие кадры.
Мудрость от Мэтра: «Снимаешь Запад – ищи Восток, снимаешь Восток – ищи Запад». «Любое искусство стремится стать похожим на музыку. Только она действует на человека, на его сердце и душу «напрямую», как алкоголь, если его ввести внутривенно. Также может действовать фотография».
Высказывание Профессионала, до уровня которого еще надо дорасти: «Правильная картинка всегда скучна». Лучше снимать без клише, добавлять в фотографию немного провокации.
Мэтр шутит: «Собачка – залог успеха в фотографии».
Профессиональные наблюдения и хитрости: «Если при переводе фотографии в черно-белый режим она не стала хуже, цвет в ней и не работал». «Если делаете кадрирование, делайте его в формате 2 к 3м.Во-первых, если спросят – можно будет соврать, что и не было никакого кадрирования. А во-вторых, это – стандартный формат для любого журнала».
О профессии фотожурналиста: Фотожурналистика сейчас – это не фотография в чистом виде. Сейчас в этой профессии интересны скорее проекты и концепции, публике нужно шоу. Фотография отдельно, сама по себе уже не работает. Работают фотоистории. Хорошая фотоистория – это четко проговоренный рассказ, переведенный на фотоязык, интересная история о жизни других людей. Ключевым вопросом профессии сейчас является не «как снимать», а «что снимать».
О поведении фотографа на улице: Согласно первому пункту правил National Press Photographer Association, фотографа должно быть видно. Любая агрессия на фотографа идет тогда, когда люди не понимают, что он здесь делает. Здесь очень важно общение и налаженный эмоциональный контакт. Для того, чтоб сделать хорошую фотографию, нужно потратить время, это всегда долго. Если нужно – спросить разрешение на съемку, если нужно – поговорить, расположить людей к себе, приехав за хорошими кадрами уже на следующий день.
Четырехчасовая встреча прошла без перерывов, что называется на одном дыхании. Мы посмотрели много работ Сергея Яковлевича и его студентов, почти поучаствовали в закулисье – отборе фотографий из поездки, увидели, как именно происходит рождение новой фотоистории, обсудили перспективы развития фотожурналистики как профессии. Но, четыре часа подошли к концу, лекция закончилась и Сергей Максимишин, а за ним и мы сделали вот так:
Источник: