Вчера в столичной галерее «Анна» открылась уникальная выставка, посвященная комплексу Лиепайской военно-морской крепости.Совсем скоро выставка переберётся в Лиепайский Русский дом, и любой желающий поподробнее сможет ознакомиться с историей родного городаО замысле и назначении экспозиции корреспондент газеты «Час» беседует с одним из ее создателей, известным историком-краеведомФеликсом Талбергом.
— Замысел этой экспозиции возник в ходе работы над выставкой к 100-летию российского подводного флота, который родился в Либаве. Потому и захотелось рассказать об истории военного порта в целом.
Замысел нашел отклик у Лиепайской русской общины и общества «Гражданство. Образование. Культура». В ходе работы мы с коллегой, библиографом Национальной библиотеки Ириной Жоготой, убедились, что латвийская и российская научная литература об этом выдающемся памятнике фортификации изобилует белыми пятнами.
Лиепайчане, не говоря уже о других латвийцах, не очень много знают об истории строительства и использовании Порта императора Александра III (таково историческое название лиепайского военного порта), о замечательных архитекторах и художниках, которые создавали шедевры Военного городка, о выдающихся военачальниках, которые здесь работали.
К сожалению, до сих пор нет ни одной монографии, из которой можно было бы почерпнуть сведения об этом объекте. Нам пришлось запастись терпением и перелопатить массу источников, в том числе и редких изданий, практически недоступных для широкой публики, и из добытых крупиц знаний сложить мозаику экспозиции, которая сейчас была представлена публике.
— Даже в Лиепае немногие знают, что за названием Кароста скрываются несколько грандиозных объектов…
—Удивительное открытие — проектировщиком разводного моста имени Оскара Калпака является великий Гюстав Эйфель, творец знаменитой башни в Париже…
— Проект этого моста, которому в прошлом году исполнилось сто лет, создавался на Металлическом заводе в Петербурге, с которым сотрудничал крупнейший знаток металлических конструкций Александр Гюстав Эйфель. Он набросал технический эскиз моста, по которому петербуржцы разработали окончательный проект. Металлические конструкции были изготовлены на Брянском металлическом заводе. В ходе его сооружения было применено много любопытнейших технических решений. И сегодня они вызывают трудности у лиепайчан при восстановлении этого уникального инженерного сооружения, пострадавшего по неосторожности в прошлом году.
-Удалось ли узнать что-то новое о латвийской православной жемчужине — Свято-Никольском морском соборе, и Доме офицерского собрания?
— Свято-Никольский морской собор Порта императора Александра III около десяти лет был крупнейшим морским собором Российской империи. Его творец, архитектор Василий Антонович Косяков, как раз во время работы над либавским собором создавал проект великой святыни — Морского собора в Кронштадте. Над его сооружением и декорированием работал коллектив строителей, художников и мастеров мозаики, сложившийся в Либаве.
— Вопрос о строительстве порта решался в горячих спорах. За его сооружение ратовали военное ведомство и такие известные военачальники, как Николай Обручев, военный министр Петр Ванновский. Они не сомневались в целесообразности создания сильного флота, защищенного мощной крепостью как ответ России на сооружение германского Кильского канала. Другое дело, что в ходе морских сражений российско-японской войны погиб практически весь Балтийский флот, дислоцировавшийся в Либаве. После 1906 года либавская крепость осталась военным портом, но перестала быть портом сильного флота.
Поэтому когда встал вопрос о строительстве дополнительных военных сооружений на ближайших высотах, с которых простреливалась крепость, мнения в военном командовании разделились. В результате было принято решение в случае начала войны увести флот из Либавы, а саму крепость взорвать, что и произошло в октябре 1914 года.
— Мы ставили перед собой задачу рассказать в первом приближении историю Порта императора Александра III, то есть события периода 1890-1915 гг. За кадром осталась история базы латвийского флота в межвоенный период, славная военно-морская история советского периода. Все эти страницы истории должны учитываться при восстановлении военного городка.
На одном из стендов экспозиции мы процитировали слова профессора Шведского королевского университета Марии Нисер, посетившей Каросту в 2001 году. После осмотра молов и зданий она сказала: «Комплекс военного порта настолько интересен и его архитектурные постройки столь значимы, что их следует сохранять не только как наследие латвийской культуры, но как наследие европейского и даже всемирного значения».