По-театральному емкое название спектакля, как и имя известного азербайджанского прозаика и драматурга , народного писателя Эльчинасразу же обеспечили интерес публики к анонсированной премьере, которыми часто радует завсегдатаев этот достойный театр, и показанный 19 декабря и 16 января спектакль в постановке К.Шахмардана собрал полные аншлаги.
Посмотрев спектакль во второй день премьеры, однозначно заявляю, что нужен. И вовсе не потому, что эта тема в историческом плане задевает меня лично.
В пьесе и спектакле «Квартиранты ада» 1937 год — некая отправная точка, фон, позволяющий предметно поговорить вовсе не о злосчастных репрессиях – нет! Это возможность на примере конкретных фактов поговорить о человеке вообще и, в частности, об участниках кровавых событий. И наверное, не только тех, тридцатых.
О том, что вообще происходило с человеком в условиях террора, осуществлявшегося авантюристами в угоду амбициям кровожадных выскочек. Тех самых, кто, в глобальных масштабах движим ненавистью к существующему строю и осмелился переделать мир и человечество, присвоив себе функции господа Бога… которого сам воинственно и злобно отвергал.
По мне – главные персонажи спектакля — Мужчина (в исполнении народного артиста Азербайджана Сафы Мирзагасанова) и Женщина (заслуженная артистка Мелек Абасзаде) – люди, в которых еще остались остатки совести, властно напоминающей им о личной вине за совершенные в тот страшный год неблаговидные поступки. Совести, которая после мощных общественных потрясений мало-помалу стала покидать многих людей и потому сегодня, там, где еще сохранилась, ценится на вес золота, если не намного дороже.
У Эльчина Мужчина и Женщина — из тех, кому судьба подарила не только возможность, но и потребность облегчить душу ценою собственного разоблачения. Эта потребность — некая глубоко засевшая в каждом из них мощная внутренняя, не дающая покоя сила, а возможность, по версии драматурга, — появление Гостя (которого играет народный артист Юрий Балиев), провоцирующего героев на откровенность.
По ходу пьесы этот персонаж именуется то Дьяволом, то Сатаной или Люцифером, но, как сказал в беседе со мной сам Эльчин муаллим, он не отождествляет его с каким-то определенным существом. Слишком велика роль данной фигуры не только в пьесе, но и в том, что происходит с каждым, кто хочет познать смысл существования и определить свою роль во времени и пространстве.
Что и говорить, это совсем не просто вывернуться наизнанку, не соблазнившись обелить себя любимого, и Мужчина отчаянно ищет оправдание собственной подлости, но вот этот Гость! И откуда он знает все про всех, почему так умело вынуждает шаг за шагом признаваться в трусости и малодушии, с содроганием перечислять слагаемые собственной вины перед соотечественниками, которые и по его вине — чиновника от власти — пали жертвами событий, обелявших одиозный строй того времени…
Человеку свойственно успокаивать свою совесть, дабы избавиться от преследующего чувства вины, а тем более за такое предательство, как ложный оговор, после которого лучших людей уводили на расстрел или высылали в Магадан.
Героям Эльчина саморазоблачение не помогло скорее всего потому, что они так и не поняли глубины своего греха – покаяния не произошло. Так лишь — разговоры. Подчеркивая космический характер ситуации и проблемы в целом, драматург отсылает их к Богу, но как может Бог спасти тех, кто продал душу дьяволу? Кто готов после нескольких вздохов в свое оправдание и после видимого покаяния чинить кровавую расправу над Гостем, убаюкивая себя надеждами, что все муки совести уснут, стоит наступить новому году. Не слишком ли большая нагрузка и на самого Бога? И что интересно, не люди, в данном случае Мужчина и Женщина, а Гость-Дьявол говорит, что и Богу нужно помочь…
Да, герой Эльчина интересен тем, что в нем теплятся остатки угрызений совести, только чем он может оправдать свое подленькое прошлое?
Мог, правда, драматург в какой-то форме упомянуть о том, что не все подвергшиеся репрессиям сломались под тяжестью пыток и издевательств, что многие, не признав себя виновными, поплатились жизнью за свою стойкость и веру в правое дело. Но это и не было целью автора – он не о репрессированных, а о предателях. О таком нам напомнили сама жизнь и возможность хоть спустя десятилетия узнать постепенно открывавшуюся правду. Видимо, это уже тема для другой истории.
В пьесе «Квартиранты ада» Эльчин поднял огромный пласт общечеловеческих, философски осмысленных проблем, и, как мне кажется, призывая не усыплять в себе совесть, все-таки предупреждает, что запоздалые ее муки не дают полной свободы и чаще всего посещают человека слишком поздно.
Дьявол, он – в отличие от совести, – не спит никогда. Заполучив души живущих праздных удовольствий ради грешников, он, не слыша вопли раскаяния, ссылки на условия и обстоятельства, забирает их в ад.
Какой? Да тот ад, что в нас самих – провоцирующий на греховные поступки и испепеляющий в своем неумении и нежелании прощать подлость.
Виртуальный, невидимый — он в каждом из нас, сотворенный нами самими. Как и рай, в котором все зависит от нас, от нашего выбора по жизни, а не от силы небесной.
Спектакль заканчивается при полной, благоговейной тишине зала под шелест закрывающегося занавеса – свидетельство того, что зрителей «зацепило». И это явно не заслуга постановочных вывертов, в которых они, сегодняшние, якобы, нуждаются.
Не понятно, почему режиссер часто сводит сценическое действие до уровня неоправданной бытовой, подчас кухонной крикливости, утрирует кровожадность, превращая действие в некое трюковое шоу с натуралистическими сценами, вплоть до появления обезглавленного скачущего тела.
В условиях крайнего напряжения мысли, а не только внимания, это выглядит неоправданно легковесно и не органично. Тем более присутствие на сцене Гостя — не эфемерного, а плоть от плоти — исключает ощущение его внеземного происхождения и многозначительной «ознакомленности» обо всем, что происходит в мире.